Школа-территория здоровья

Сколиоз у детей: причины и профилактика

19.02.2024

Здоровье - самое главное для каждого человека, особенно что касается детей. Для учащихся ІІІ класса прошел классный час по профилактике сколиоза. На классный час был приглашен медицинский работник Занкович Кристина Владимировна, которая рассказала детям об этом заболевании, о причинах его развития и профилактике развития.

 

свернуть

Зимние забавы

18.01.2024

Зима - любимая пора детворы, ведь только в эту пору года можно покататься на лыжах, съехать с горки на санках, да и просто полюбоваться снежными красотами! Учащиеся этой возможностью пользуются по максимуму! Ведь это не только весело, но и полезно для здоровья.

 

свернуть

Эстафета здоровья

14.10.2023

14 октября, в рамках Дня здорового образа жизни, учащиеся II-IV классов приняли участие в эстафете здоровья «Игровая радуга».

 

свернуть

Дотянись до мечты

Государственно-общественное объединение «Президентский спортивный клуб» с 9 октября 2023 года запускает республиканский социальный проект

по поддержке спорта и здорового образа жизни «Дотянись до мечты».

Целью проекта является вовлечение как можно большего количества детей и подростков, молодежи, трудоспособного населения и лиц пожилого возраста в регулярные физкультурно-спортивные занятия.

 

Концепция и правила проведения республиканского социального проекта по поддержке спорта и здорового образа жизни «Дотянись до мечты»

 
свернуть

Плаванье- лучший способ укрепления здоровья

18.09.2023

Здоровье - самая главная ценность для каждого человека. И очень важно его сберечь и укрепить ещё с детского возраста. Плавание - лучший способ! Этот вид спорта позволяет не только оздоровиться, но и получить необходимую эмоциональную разрядку. В школе уже второй год организованы занятия по плаванию для всех учащихся на базе ГУ «ЦФОР «Сатурн». Ребята каждый раз с большим удовольствием посещают бассейн, приобретают новые умения и навыки, получают массу положительных эмоций. Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка!

 

свернуть

Наши мероприятия

23 февраля прошли спортландии, посвященные Дню защитника Отечества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 марта в преддверии главного женского праздника 8 марта прошли спортивные соревнования "А ну-ка, девушки!". 

 

 

  

 

свернуть

Нарушение зрения у детей и подростков

 

 

Одним из самых драгоценных органов человека можно назвать глаза, ведь именно зрение позволяет видеть, писать, читать, рисовать, познавать окружающий мир! Хорошее от рождения зрение – бесценный дар, который нужно беречь, а если возникают проблемы – их незамедлительно необходимо решать. Профилактика нарушения зрения важна в любом возрасте, но особенно – в школьном.

Период функциональной неустойчивости органа зрения как раз совпадает с возрастом поступления ребенка в школу – 6-7 лет; около 4-5% детей уже имеют проблемы со зрением ещё до начала периода обучения. Помимо этого, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: так, объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 часов в день, у школьников среднего и старшего возраста – 8-10 часов в день. Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то он входит в группу повышенного риска развития нарушений зрения.

Многочисленные исследования посвящены проблеме изучения расстройств зрения у школьников. При этом все исследователи отмечают общую закономерность – от младших классов к старшим происходит увеличение числа учащихся с близорукостью. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. В связи с этим очень важна профилактика нарушений зрения у школьников.

Профилактика нарушений зрения – это комплекс несложных мероприятий, которые помогут сохранить его на должном уровне на долгие годы. Ключевые моменты профилактики зрения у детей следующие:

1. Разумные зрительные нагрузки. Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы, регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния.

2. Контакт с компьютером и телевизором должен быть дозированным. Глазам нужно давать отдых! Одна из основных причин ухудшения зрения у детей – это отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером. Оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.

3. Правильное чтение и письмо:

• необходимо исключить чтение в положении лежа;

• книга (тетрадь) должна быть расположена от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев);

• ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света должен находиться слева и сверху от него

• при чтении необходимы короткие перерывы — не менее 3-5 минут.

4. В школе необходимо несколько раз в год пересаживать ребенка за разные парты, чтобы глаза не привыкали смотреть на доску только под одним углом.

5. Необходимо следить за осанкой: сидя за столом у ребёнка спина должна оставаться прямой, расстояние до книги или тетради 30-40 сантиметров (равное полусогнутой руке), нужно обязательно пользоваться подставкой для книг.

6. Активный образ жизни, сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух – вот лучшая профилактика нарушения зрения у детей. Детям абсолютно необходим свежий воздух и солнечный свет ! 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Полезны привычка делать простейшую утреннюю зарядку, занятия физкультурой и спортом

7. Здоровое питание. Для хорошего зрения полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Такие продукты, как творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, обязательно должны присутствовать в рационе школьника.

свернуть

Компьютер, мобильный телефон и дети

 

Сегодняшняя жизнь немыслима без компьютеров и мобильной связи. Ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают ребенку увеличивать объем информации, активизируют его познавательную деятельность, расширяют кругозор.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности может принести огромный вред растущему детскому организму и вызвать с его стороны ряд неблагоприятных реакций. Речь идет, прежде всего, о центральной нервной системе (ЦНС), зрительном анализаторе, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено. Так как утомляются не только глаза, но и ЦНС (ритмичность сигналов может спровоцировать приступы до доли секунд перерывов в сознании или приступ дурноты, удушенья).

В основе возникновения таких расстройств лежит повышенная судорожная готовность детского организма. Известны случаи  «телевизионной эпилепсии» у детей и подростков.

Психологи предупреждают «о наркотическом»,  затягивающем влиянии компьютерных игр, о возможности агрессивного, безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения со стороны функционального состояния ребенка зависят от возраста: чем меньше возраст,  тем ребенок более подвержен вредному влиянию компьютера.

Особая нагрузка приходится на зрение. Если ребенок подолгу, без перерыва не отрывается от монитора, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, шрифты. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза (способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов на различных расстояниях). Это вызывает напряжение глазных мышц, которые усиливаются световой пульсацией экрана. Добавим сюда и статичную позу, которая увеличивает нагрузку на позвоночник и снижение двигательной активности. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу, раннему заболеванию мышц, суставов и т.п.

 КАК ЖЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?

 Прежде всего, надо обратить внимание на технические характеристики монитора.

Предпочтение следует отдавать жидкокристаллическим мониторам или мониторам с антибликовым и антистатическим покрытием.

Хотя современные мониторы и отвечают всем стандартам безопасности, необходимо соблюдать требования к рабочему месту пользователя компьютером. Они включают:

Площадь помещения на одного человека – не менее 6 м² для мониторов с электронно-лучевой трубкой и 4,5 м² – для жидкокристаллических.

Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения. Естественное освещение должно быть боковым; искусственное освещение желательно голубоватого цвета. Рекомендуется окраска стен в голубой цвет.

Для защиты от электромагнитных и электростатических полей целесообразно применять специальные экраны и другие сертифицированные средства.

Необходимо обеспечить отсутствие бликов на экране монитора.

Монитор должен находиться на расстоянии 40-75 см от глаз, а центр экрана на 15-20 см ниже их уровня.

Клавиатура располагается на расстоянии 10-30 см от края стола таким образом, чтобы пальцы находились на уровне запястий, параллельно полу, плечи были расслаблены.

Положение тела должно быть удобным, спинка стула наклонена назад под углом в несколько градусов, форма спинки соответствовать естественным изгибам позвоночника. Целесообразно использование специальной мебели.

Для снятия утомления рекомендуется делать перерыв на 5-10 мин. через каждый час работы (максимально допустимая продолжительность непрерывной работы за монитором компьютера не должна превышать 2 часа), отвлечься от экрана, размяться, выполнить гимнастику для глаз. Возможно использование специальных очков с хроматическим покрытием, которые повышают контрастность изображения и снижают утомляемость во время работы.

Периодически посещать окулиста.

Следует строго придерживается следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером:

Возраст ребенка

Время за компьютером

5-6 лет

7 минут

6-7 лет

10 минут

Учащиеся начальных классов

15 минут

Учащиеся 5-7 классов

20 минут

Учащиеся 7-9 классов

25 минут

Учащиеся 9-10 классов

40 минут

На сдвоенном уроке

30 минут на 1 уроке,

30 минут на 2 уроке

Учащиеся 11 классов

Не более 3 часов

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Не меньшую опасность для организма ребенка представляет мобильный телефон при неправильном пользовании им вследствие электромагнитных излучений. Излучение проникает в голову по-разному у взрослых и детей.

Многочисленные исследования показывают, что длительные и частые разговоры по мобильному телефону приводят к определенным отклонениям в состоянии здоровья даже у взрослых людей: повышению артериального давления, головной боли, нарушению сна и памяти, возникновению телефонной зависимости, тревоги и ухудшению общего самочувствия.

Сегодня дети и подростки активно пользуются сотовой связью. Разговаривая по мобильному телефону, они длительное время подвергают электромагнитному облучению головной мозг, сложные нервные образования во внутреннем ухе, обеспечивающие нормальную деятельность слухового и вестибулярного анализаторов, а также сетчатку глаза.

Дети и подростки относятся к группе повышенного риска неблагоприятного воздействия на здоровье электромагнитных излучений сотовых телефонов. При частом пользовании мобильными телефонами у них отмечается: ухудшение памяти, снижение внимания  и умственных способностей, раздражительность, нарушение сна, повышение эпилепсической готовности. Возможны отдаленные последствия: опухоли центральной нервной системы, болезнь Альцгеймера, депрессивный синдром и др.

Во избежание таких последствий родителям следует научить детей, особенно в возрасте до 14 лет, пользоваться аппаратами мобильной связи лишь в случае необходимости, прислушаться самим и детям к следующим советам специалистов:

Ограничить доступ детей к сотовой связи.

Находиться на расстоянии не менее 1 м от человека, говорящего по сотовому телефону.

Избегать разговоров по мобильнику в автобусе, метро, поезде, во время движения, а также     в местах, где нет устойчивого сигнала.

Предпочитать сообщения в формате SMS.

Сокращать суммарное время общения по телефону до 15 мин в день.

Каждый разговор не должен превышать 1мин., а перерыв после него – как минимум 5 мин.

Не носить телефон в нагрудном или кармане брюк, на ремешке, лучше – в сумке.

Не подносить телефон к уху, пока вызываемый абонент не снял трубку.

Во время разговора использовать гарнитуру «свободной руки».

На ночь выключать или класть мобильник на расстоянии не менее 1м от  головы.

Во время разговора держать аппарат обязательно за нижнюю часть. Держа телефон в кулаке, вы увеличиваете мощность излучения аппарата на 70%, и тем самым увеличиваете облучение мозга.

Не использовать сотовый телефон лицам, страдающим заболеваниями неврологического характера, включая неврастению, психопатию, неврозы, эпилепсию и навязчивые, истерические расстройства.

Все эти меры защитят наших детей от вредного воздействия электромагнитных излучений на детский организм. 

свернуть

Если хочешь быть здоров - правильно питайся!

  • Школа наша – территория здоровья. Это значит, бьём мы, как в набат. В нашей жизни главное условие – Каждый день рассвет, а не закат.
  • В школе есть для этого все планы,

Чтоб с учёбой дети все смогли

Сохранить себя, исправить все изъяны

И в большую жизнь здоровыми вошли.

Школьный лозунг себе за основу возьми

«Если хочешь быть здоров - правильно питайся».

Смело по жизни всегда с ним иди,

Выполняй его клич, не отрекайся. 

Технологи заняты этой задачей,

Администрация школы и повара.

Меню сбалансируют, витаминов в придачу,

Чтоб пища любая была на «ура».

На школьном участке вырастим овощи,

Грядки прополем, сами польём.

В питании овощи – это сокровище.

На тарелках здоровье найдём.

Сколько моментов, мероприятий…

И всё о питании главная речь:

О пище здоровой десятки занятий,

Чтоб от болезней нас уберечь.

Здоровое питание с детства - благополучие в будущем!

свернуть

План мероприятий

01.09.2022

Проект «Школа – территория здоровья»

01.09.2022

ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Сложившаяся неблагоприятная экологическая обстановка, наряду с иными факторами оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья всех категорий населения города и района, приводя к общему снижению их иммунитета.

Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания учреждений образования и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение, как физическое, так и психологическое, становится актуальным.

Здоровые дети учатся лучше, а здоровые учителя лучше работают и являются активными участниками в укреплении социального капитала и грамотности в вопросах здоровья.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Многие дети приходят в школу с уже ослабленным здоровьем, а процесс обучения требует от ребенка значительных физических и нервно-психологических затрат.

Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.

Здоровье ребенка связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.

 В связи с этим для реализации  проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

 Цель проекта: вооружение учащегося необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.

Задачи работы учреждения образования в рамках реализации проекта:

              Регулярное наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием учебного заведения.

              Организация медико-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

              Мониторинг здоровья.

              Организация социально-психологического сопровождения образовательного процесса для своевременной профилактики психических и физических заболеваний.

              Формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни и воспитание у них ответственного отношения к нему, а также профилактика вредных привычек.

              Организация полноценного сбалансированного питания с учётом особенностей состояния здоровья учащихся.

              Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.

              Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения учащихся, использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

              Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

              Содействие социализации выпускников средней школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности.

 

         Направления работы:

  • Профилактика возникновения нарушений зрения.
  • Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.
  • Оптимизация двигательной активности детей и подростков.
  • Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ.

 

Планируемые итоги по реализации проекта работы «Школа – территория здоровья»:

  • Повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей по проблемам профилактики заболеваний органов зрения, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нарушений нервно-психического здоровья, соблюдения личной и общественной гигиены.
  •  Формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, ранняя алкоголизация, наркотическая, компьютерная и интернет-зависимость).
  • Улучшение результатов обучения и успеваемости учащихся.
  • Коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).
  • Уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся.
свернуть