Выпускнику

Дорогой друг!

В этом разделе ты найдешь ссылки на сайты самых востребованных высших учебных заведений нашей страны и некоторые нормативно-правовые акты.

Желаем тебе успехов!

Все абитуриенты, как правило, сталкиваются с одной важной проблемой ˗ проблемой выбора ВУЗа. А решение данной проблемы требует серьезного подхода и большого количества времени, т.к. необходимо найти ответы на ряд вопросов: какое направление подготовки и специальность выбрать, каковы преимущества и недостатки образования в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, на какие моменты стоит обратить внимание при выборе ВУЗа, как оценить собственные силы и подготовиться к вступительным экзаменам в желаемый ВУЗ. Правильный выбор ВУЗа позволяет сделать первый шаг в построении собственной карьеры. Сделать правильный выбор вам помогут:

 

 

 

  • Электронный справочник - http://kudapostupat.by

    KudaPostupat.by — электронный справочник абитуриента Беларуси, скорая помощь старшекласснику и выпускнику!  Только здесь вы найдёте всю необходимую информацию, получив ответы на все свои вопросы, а значит, сможете определиться с выбором.

  • Министерство образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/
  • Абитуриент.by ˗ система информационно-педагогической поддержки старшеклассников. Структура веб-сайта «Абитуриент» обеспечивает возможность просмотра мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка: http://www.abiturient.by/
  • Централизованное тестирование онлайн - http://testirovanie.org/testy/index.php

    На сайте собраны самые необходимые информационные материалы, касающиеся поступления в вуз и централизованного тестирования. Кроме того, у нас Вы сможете проверить свои знания по тому или иному предмету - изучить теорию и пройти тесты, а также обсудить интересующие Вас вопросы на форуме.

  • Республиканский институт контроля знаний - http://rikc.by/ru

    На этом  Web-сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о деятельности института, ознакомиться с документами, регламентирующими вступительную кампанию, оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.

О вступительной кампании 2024

 

Приемная кампания – 2024 в Беларуси уже началась и проводится с учетом ряда новаций

Приемная кампания проходит в соответствии с Правилами приема лиц для получения высшего образования, в которые были внесены точечные корректировки Указом Главы государства № 416 от 29 декабря 2023 года.

 

На 2024 год утверждены контрольные цифры приема на бюджетную и платную формы обучения в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.

 

С целью создания равных условий и обеспечения возможности поступления абитуриентов по результатам ЦЭ, ЦТ за счет средств республиканского бюджета по всем специальностям определено минимальное количество мест, которое должно остаться на общий конкурс. Это 20% от контрольных цифр (по медицинским специальностям – до 10%).

 

Для одаренных, талантливых и мотивированных абитуриентов обеспечены благоприятные условия поступления на востребованные экономикой специальности. В связи с этим в Министерстве образования, вузами, заказчиками кадров проводится целый ряд мероприятий. Так, в феврале 2023 года в 21 региональном университете завершились олимпиады по учебным предметам. Около 1000 победителей, обладателей дипломов I, II, III степени рекомендованы к зачислению без вступительных испытаний.

 

Выпускники школ все больший интерес проявляют к целевой подготовке. Формат вступительной кампании для таких абитуриентов в этом году не изменится.

 

Пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая. С документом можно будет ознакомиться на сайте Министерства образования. 

 

Известны даты проведения – с 27 июня по 2 июля; проведение вступительного испытания – с 4 по 10 июля; зачисление – по 12 июля. Вопросы по учебным дисциплинам размещены на сайте Министерства образования.

 

Обновлен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей – список пополнился 16 позициями. Это интересное предложение для мотивированных абитуриентов.

 

Одна из наиболее заметных особенностей вступительной кампании – расширение возможностей для медалистов и выпускников колледжей с отличием. Такие абитуриенты смогут поступать без экзаменов практически на все специальности в региональные вузы. Исключение медицинские и такие, как «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение».

 

У выпускников лицеев при вузах – свои возможности поступления. Например, в прошлом учебном году тех, кто обучался в лицее БГУ, а также Белорусско-Российского и Полесского государственного университетов впервые зачислили без вступительных испытаний. На этот раз такая возможность будет и у выпускников лицеев БНТУ и ВГУ им. П.М. Машерова, если по всем предметам не ниже восьми баллов, по профильным – не ниже девяти.

 

Новации вступительной кампании 2024 года касаются и абитуриентов, освоивших содержание программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в Национальном детском технопарке. Талантливые ребята смело могут поступать в вузы без вступительных испытаний на востребованные специальности.

 

Выпускников профильных классов зачислят по итогам собеседования на соответствующую специальность. Выделено пять направлений: педагогические, аграрные, военно-патриотические, спортивно-педагогические, инженерные. Последние смогут воспользоваться возможностью поступления по собеседованию в 2025-м. Именно в следующем году будет их первый выпуск.

 

Еще больше возможностей открывается перед гражданами России. С этого года белорусские вузы будут принимать на бюджет по результатам ЕГЭ. В будущем выпускники смогут трудоустроиться по полученной специальности в наших отечественных организациях и на предприятиях. Напомним, в 2023 году россиянам можно было стать студентами белорусских вузов по результатам ЕГЭ исключительно на платной основе.

 

Методика подсчета баллов на ЦЭ и ЦТ останется прежней. Для наглядности все необходимые таблицы размещены на сайте РИКЗ.

 

Важное новшество этого года: каждый, кто сдаст централизованный экзамен в этом году, сможет увидеть заполненный бланк в личном электронном кабинете участника ЦЭ. Публикация скан-копии – ответ Минобразования на обращения участников выпускных испытаний, желающих сверить свои ответы с правильными. Необходим лишь номер бланка и ключ от личного электронного кабинета.

 

С апреля в университетах и Министерстве образования работают телефоны «горячей линии» по вопросам выпускных экзаменов и поступления в 2024 году. Режим работы в будние дни — с 9.00 до 18.00, перерыв на обед — с 13.00 до 14.00. Ниже вы найдёте телефоны «горячих линий» всех вузов Беларуси.

Минобразования — (017) 222 43 12.

БГУ — +37 517 2 095 406; +37 517 2 095 085

БНТУ — +37 517 3 783 842

БГЭУ — +37 517 2 098 899; +37 517 2 097 811

БГТУ — +37 517 3 796 375

БГУИР — +37 517 2 938 815; +37 529 5 308 815

БГПУ имени Максима Танка — +37 517 3 112 128; +37 544 5 585 858

МГЛУ — +37 533 6 520 783

БарГУ — +375 163 643 533

БрГТУ — +375 162 321 776

БрГУ имени А.С. Пушкина — +375 162 217 037; +37 529 2 170 344

ВГТУ — +375 212 495 353; +37 544 5 809 927

ВГУ имени П.М. Машерова — +37 533 3 700 110

ГГУ имени Франциска Скорины — 8 0232 503 824; 8 0232 503 891; +37 529 3 576 917

ГрГУ имени Янки Купалы — +375 152 670 101; +375 152 395 876

БРУ — 80 222 240 888

БГУТ — +37 529 8 973 330

МГУ имени А.А. Кулешова — +375 222 323 111; +37 529 7 476 786

МГПУ имени П.И. Шамякина — +37 523 6 236 454; +37 525 5 114 396

ПГУ имени Евфросинии Полоцкой — +37 529 7 199 315

ПолесГУ — +375 165 301 320

ВГАВМ — +37 529 5 155 656; +375 212 331 639

ГГАУ — +37 533 3 488 774БГАТУ — +37 517 2 494 082БГСХА — +375 223 375 965; +37 529 7 472 171

БГУТ — +37 544 5 884 808

БГАА — +37 544 7 555 687ВГМУ — +37 544 7 493 550

ГГМУ — +37 529 8 750 541

ГрГМУ — +375 152 449 296

БГМУ — +37 517 2 709 662

Академия МВД РБ — +37 517 2 892 342

МИ МВД РБ — +375 222 723 177

АУпПРБ — +37 517 2 295 230

БГАИ — +37 544 5 737 450

БГАМ — +37 533 3 014 224

БГУКИ — +37 517 3 507 166

БГУФК — +37 517 3 206 084

ВА РБ — 8029 784 7046

УГЗ МЧС РБ — +37 517 3 453 338

БГАС — +37 517 3 794 114

ИПС РБ — +37 529 7 794 945

БИП — +37 529 1 852 031

ИСЗ имени А.М. Широкова — +37 517 2 608 376

МИТСО — +37 529 6 798 383

БТЭУ — +37 529 3 201 899

МИУП — +37 517 3 697 580

ИПП — +37 517 3 512 291

ИПД — +37 529 6 105 383

свернуть

Экзамен 2024

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);

«Русский язык» в письменной форме (изложение);

«Математика» в письменной форме (контрольная работа);

«История Беларуси» в устной форме.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательными являются:

 предмет, который является профильным при поступлении в высшее учебное заведение  (централизованный экзамен);

«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме (централизованный экзамен). 

Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся письменной форме, начинаются с 9.00.
Продолжительность выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы.
Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения.
 
По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки,
полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую.
Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.
Положительная итоговая отметка не может быть на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.
 
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

1. По каким предметам в 2024 году будет проводиться централизованный экзамен.

В 2024 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:

- русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);

- учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).

2. Зависит ли выбор учебного предмета для сдачи централизованного экзамена от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в учреждение высшего образования или вторым профильным предметом?

Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.

3. Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме централизованного экзамена?

Выпускники 11 класса в 2024 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

4. Чем вызвана необходимость изменения подходов к итоговой аттестации 11-классников?

Аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:

– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);

– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);

– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);

– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.

5. Когда учащиеся 11 классов должны определиться с выбором предмета для сдачи централизованного экзамена? И как будет осуществляться регистрация для участия в централизованном экзамене?

В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184, до 1 февраля 2024 г. в учреждениях образования должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.

Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале месяце.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться
с 1 по 20 апреля 2024 года.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.

6. Кто может быть освобожден от централизованного экзамена?

От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

7. Сохранены ли льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам для поступления в учреждения высшего образования?

Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.

8. Для каких еще категорий учащихся предусмотрены особенности в выпускной кампании 2024 года?

Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.

9. Какая отметка будет выставляться в аттестат об общем среднем образовании?

По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.

10. Известны ли уже даты проведения централизованного экзамена в 2024?

Да, определены.

Основные дни:  27 мая 2024 г.– предмет по выбору; 30 мая 2024 г. – «Русский язык», «Белорусский язык».

Предусмотрены резервные дни и иные сроки для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты. Они также определены:

резервные дни:

21 августа 2024 г. – предмет по выбору;

19 августа  2024 г. – «Русский язык», «Белорусский язык».

иные сроки:

в июле во время резервных дней для централизованного экзамена;

 

 

ШКАЛЫ перевода баллов ЦЭ в десятибалльную шкалу

 

 
  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

51-61

62-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

свернуть

Выпускнику 2024

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ, которым корректируются Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования.

 Что изменилось? Меняются сроки регистрации на централизованное тестирование. Временной промежуток – с 9 по 22 апреля. Унифицированы подходы для выпускников как этого года, так и прошлых лет, чтобы каждый находился в равных условиях. В этой связи ЦЭ и ЦТ организованы в единые сроки.

27 мая состоится первый экзамен по предмету на выбор – ЦЭ и ЦТ. 30 мая – ЦЭ и ЦТ по белорусскому или русскому языку, а 3 июня – ЦТ для всех, кто планирует поступление в вузы.

Возможность поступить без вступительных испытаний в региональные вузы появилась у абитуриентов с золотой или серебряной медалями, а также у тех, у кого будет диплом о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием. Все, что потребуется – нужно будет сдать только ЦЭ за школьный курс. Подробнее https://edu.gov.by/news/klyuchevye-momenty-otkorrektirovannykh-pravil-priema-dlya-polucheniya-vysshego-i-srednego-spetsialno/

свернуть

3 ШАГА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Об освобождении от выпускных экзаменов

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 июня 2022 г. № 51
Об определении перечня заболеваний, которые
являются медицинским основанием для освобождения
учащихся от итоговых испытаний

 Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238414&p1=1&p5=0

свернуть

Целевая подготовка специалистов

Порядок организации целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы бакалавриата, магистратуры и непрерывную образовательную программу высшего образования, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов регламентируется Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 «О вопросах реализации образовательных программ».

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА НАБОРА НА УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

 

До 20 марта − заказчики, заинтересованные в целевой подготовке специалистов с общим или специальным высшим образованием (кроме подготовки по педагогическим специальностям), представляют заявки на целевую подготовку в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении (в составе, системе) которых они находятся,
по форме согласно приложению 1 к Положению о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих.

 

До 25 апреля − заказчики, заинтересованные в целевой подготовке специалистов с общим или специальным высшим образованием
по педагогическим специальностям, представляют заявки на целевую подготовку в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении (в составе, системе) которых они находятся,
по форме согласно приложению 1 к Положению о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих.

 

 

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении (в составе, системе) которых находятся заказчики, заинтересованные в целевой подготовке специалистов с общим или специальным высшим образованием, до 15 апреля, а по педагогическим специальностям – до 25 мая представляют обобщенные заявки в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, или иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся учреждения образования, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов.

 

 

Республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся учреждения образования, реализующие образовательные программы бакалавриата, непрерывную образовательную программу высшего образования, с учетом планируемого приема утверждают по согласованию с Министерством образования количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки (планы целевого набора) и доводят его до учреждений образования и заказчиков до 1 мая, а по педагогическим специальностям – до 1 июня.

Количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов (план целевого набора) утверждается по специальностям профиля образования «Здравоохранение» – до 80% от контрольных цифр приема, по направлению образования «Сельское хозяйство» – до 70 % от контрольных цифр приема, по иным специальностям – до 60 % от контрольных цифр приема.

 

УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Прием граждан в учреждения высшего образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23.


Отбор абитуриентов для получения высшего образования на условиях целевой подготовки осуществляется заказчиком (без территориальных ограничений) из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь.

 


Основанием для участия в конкурсе на место для получения образования на условиях целевой подготовки является договор о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, составленный в трех экземплярах и подписанный гражданином и заказчиком по форме согласно приложению 3 к Положению о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих.

Прием абитуриентов в учреждения высшего образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется по отдельному конкурсу, организуемому среди абитуриентов, представивших подписанный абитуриентом и заказчиком договор.

В случае, если конкурс на место для получения высшего образования на условиях целевой подготовки не обеспечен (один и менее одного человека на место, а для наиболее востребованных экономикой специальностей, перечень которых устанавливается Министерством образования по согласованию с Министерством экономики и Министерством труда и социальной защиты, и по направлению образования «Сельское хозяйство» – менее одного человека на место), оставшиеся вакантными места передаются на общий конкурс.

Зачисление абитуриентов, успешно прошедших конкурс на место для получения образования на условиях целевой подготовки, оформляется приказом по учреждению образования на основании решения приемной комиссии. Одновременно руководителем учреждения образования подписывается договор, представленный абитуриентом в приемную комиссию учреждения образования.

Граждане, получившие образование на основании целевого договора, направляются на работу и должны отработать указанный в договоре срок обязательной работы (не менее 5 лет).

 




ПРИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Порядок и сроки представления документов для участия абитуриентов в конкурсе для получения общего и специального высшего образования на условиях целевой подготовки, проведения вступительного испытания и зачисления для получения высшего образования на условиях целевой подготовки определяются Инструкцией о порядке и сроках подачи документов для участия абитуриентов в конкурсе, проведения вступительного испытания и зачисления абитуриентов для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов, утвержденной постановлением Министерства образования от 17.08.2022 № 268 «О приеме лиц для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов».

Для абитуриентов, поступающих для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, за исключением отдельных специальностей, определяемых Министерством образования на основании абзаца шестого пункта 16 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, устанавливаются следующие сроки:

  • подачи документов – с 1 по 5 июня;
  • проведения вступительных испытаний – с 6 по 13 июня;
  • зачисления – по 16 июня.
 
Для участия в конкурсе на получение высшего образования на условиях целевой подготовки абитуриент подает документы, установленные Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования (с подробным перечнем документов, представляемых в приемную комиссию ГрГУ имени Янки купалы можно ознакомиться здесь),
при этом:
  • рекомендация педагогического совета учреждения образования подается по форме, установленной приложением 12 к Положению о приемной комиссии учреждения высшего образования;
  • лица, обучающиеся в 11 классе учреждения общего среднего образования в год поступления в УВО, подают документ об образовании в приемную комиссию не позднее 15 июня.
    В случае непредставления в указанные сроки в приемную комиссию документа об образовании абитуриент не допускается к участию в конкурсе и документы ему возвращаются в десятидневный срок с даты окончания срока зачисления. В этот срок об отказе в зачислении и возврате документов абитуриент извещается лично либо посредством электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Абитуриенту, выразившему письменное согласие (заявление), документы могут быть отправлены по почте. В случае, если абитуриент обратился лично с просьбой вернуть документы, они выдаются в тот же день.

 

Абитуриенты, поступающие для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, за исключением отдельных специальностей, определяемых Министерством образования, сдают одно внутреннее вступительное испытание в устной или практической форме в УВО по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания.

С вопросами к вступительным испытаниям для получения высшего образования на условиях целевой подготовки по учебным предметам «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Белорусская литература», «Русская литература» можно ознакомиться здесь.

Зачисление абитуриентов, поступающих для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, за исключением отдельных специальностей, определяемых Министерством образования, проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам сдачи внутреннего вступительного испытания в УВО по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания, и среднего балла аттестата об общем среднем образовании, или диплома о профессионально-техническом образовании, или диплома о среднем специальном образовании.

 

 

ЗАЧИСЛЕНИЕ БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Стрелка вниз

свернуть

Правила приема в высшие учебные заведения

Правила приема в высшие учебные заведения

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ   3 января 2023 г. № 2

свернуть

Вниманию абитуриентов и их родителей: всё, что надо знать о целевом направлении

 

 

Что такое целевое направление?

Целевое направление предназначено для абитуриентов, которые хотят получить профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. При этом не важно, где в нашей стране проживает этот абитуриент. Важно знать, что заказчиком кадров для целевой подготовки могут быть организации, которые находятся в определенных категориях населенных пунктов с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах.

Кто утверждаем места для целевого приема и где можно найти информацию об этом?

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования по согласованию с Министерством образования, в том числе по сельскохозяйственным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приема, по специальностям профиля образования «Здравоохранение» – до 50 процентов от контрольных цифр приема, по иным специальностям – до 40 процентов от контрольных цифр приема.

Ежегодно республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования, утверждают по согласованию с Министерством образования количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки и доводят его до учреждений образования и заказчиков до 1 мая, а по педагогическим специальностям  – до 1 июня. После 1 мая (1 июня – для педагогических специальностей) на сайтах учредителей учреждений высшего и среднего специального образования размещается информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Получить целевое направление можно в организации, которая подает такие заявки.

В 2021 году прием по целевому набору увеличен по медицинским и некоторым техническим специальностям.

На каких условиях поступают «целевики»?

Абитуриенты, которые имеют договор о целевой подготовке, участвуют в отдельном конкурсе, что позволяет им на более выгодных условиях конкурировать с иными абитуриентами. При этом не нужно забывать об обязательной отработке, которая составляет 5 лет. Поэтому взвесив для себя все доводы, абитуриент должен принять решение.

Какие существуют льготы для лиц, обучающихся (либо направленных на работу) на условиях целевой подготовки?

Есть льготы, общие для всех молодых специалистов:

- отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней Отдых молодым специалистам предоставляется независимо от того, когда они имели последние каникулы в учебном заведении;

- денежная помощь. В соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, денежная помощь выплачивается: молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии); молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада;

- компенсации в связи с переездом на работу в другую местность В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются: 1) стоимость проезда работника, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку; 2) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества); 3) суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках; 4) единовременное пособие на самого работника, выпускника в размере его месячной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, должностного оклада по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника (на молодых специалистов, направленных в порядке персонального распределения на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации);

- льготы по оплате труда. В соответствии с действующим законодательством в течение первых двух лет работы многим молодым специалистам осуществляются ежемесячные доплаты к заработной плате. Так, молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, принятым на работу в организации агропромышленного комплекса, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) установлены доплаты в размере 0,46 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь  от 12.08.2013 г. № 353). В соответствии с  Инструкцией о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71, надбавки устанавливаются молодым специалистам: педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее образование, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 45 процентов от оклада; педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 30 процентов от оклада; молодым специалистам (за исключением педагогических работников) из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере до 20 процентов (включительно) от оклада. Конкретный размер надбавки устанавливается руководителями бюджетных организаций сферы образования;

- жилищные льготы и льготные кредиты (для отдельных категорий граждан).

Кроме того, в соответствии с законодательством областные, Минский городской исполнительные комитеты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, наниматели принимают меры по созданию условий для закрепления на рабочих местах молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства в целях компенсации затрат на наем жилых помещений. Таким образом, наниматели могут предоставлять жилые помещения либо компенсировать затраты на их наем. При наличии финансовых возможностей, студентам, обучающимся на условиях целевого договора, могут быть предоставлены доплаты в период обучения.

Может ли быть расторгнут «целевой» договор и на каких условиях?

Обязательный срок работы для таких молодых специалистов составляет 5 лет. Договор о целевой подготовке в период обучения может быть расторгнут. В период получения образования договор может быть расторгнут при наличии следующих оснований:

установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

установление гражданину инвалидности I или II группы;

установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

ликвидация заказчика;

досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

При этом  гражданин, с которым договор расторгнут в период получения образования по таким основаниям вправе продолжить обучение в учреждении образования на основании договоров о подготовке специалистов (рабочих, служащих) за счет средств республиканского (местного) бюджета или на платной основе.

свернуть

Советы выпускнику

Вы заканчиваете учебное заведение (а некоторые, возможно, уже его закончили). Впереди – трудовая жизнь. И, конечно же, многие из вас мечтают об удачной карьере.

На пути к успеху могут встретиться барьеры. Трудности. Казалось бы, у человека хорошие стартовые возможности: престижное образование, прекрасные способности, широкий круг знакомых… Но успех не достигнут.

Или другая ситуация: человек имеет вроде бы скромные ресурсы, судьба не дает авансов, а наоборот, посылает испытание за испытанием. А человек, вопреки всему, добивается успеха!

В чем дело?
   

В активной жизненной позиции человека!
Именно активная позиция позволяет добиваться успеха на рынке труда. Молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого. Не следует считать, что отсутствие опыта постоянной работы является крупным недостатком и препятствует получению работы.
Сначала следует определить свои цели в поиске работы и ответить на вопрос:

Какую работу я ищу?

В наиболее неблагоприятном положении на рынке труда оказываются те выпускники, которые не имеют четкого представления о том, где бы они хотели работать, или, наоборот, которые слишком узко и конкретно представляют себе, какую работу они хотят получить.
Чтобы достичь цели в поиске работы, воспользуетесь следующими советами:

-   правильно оценивайте свои возможности и желания;

-   надейтесь только на себя;

-   помните, что поиск работы – это тоже работа, а ею нужно заниматься не менее восьми часов в день;

-   помните на собеседовании в организации, что это единственное место, где вы хотите работать, и убедите в этом собеседника;

-   уясните раз и навсегда: внешний вид – половина успеха. Не следует приходить на собеседование в откровенно короткой юбке или спортивной одежде;

-   развивайте свою речь. Важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите. Чем увереннее вы говорите, тем больше вам верят;

-   говорите открыто, раскован, не бойтесь несколько преувеличить свои достижения, достоинства и опыт. Докажите работодателю свою полезность и нужность, продемонстрируйте свои позитивные профессиональные и личные качества. Рекламируйте себя, и ваши шансы могут увеличиться;

-   правильно оценивайте работодателя и будущее место работы. Вы не ищете работу, а выбираете ее!

    

Причины, по которым кандидатам наиболее часто отказывают в работе:

-   нереспектабельный внешний вид, неряшливость;

-   стремление показать свое превосходство, «манеры всезнайки»;

-   неумение хорошо говорить (слабый голос, плохая дикция, ошибки в произношении);

-   отсутствие плана карьеры, четких целей и задач, согласие на любую работу;

-   отсутствие интереса к организации, профессии;

-   авторитарность, попытка оказать давление на того, кто проводит собеседование;

-   неуверенность в себе и неискренность, уклончивые ответы;

-   нежелание учиться, повышать свою квалификацию;

-   невозможность сверхурочной работы;

-   высокий уровень притязаний по должности и зарплате;

-   недостаток такта, незнание этикета;

-   незрелость суждений;

-   агрессивность;

-   презрительные отзывы о предыдущих работодателях;

-   излишняя медлительность, заторможенность.

 

Что ценят руководители в человеке как в работнике?

-   Высокая квалификация и профессионализм;

-   умение самостоятельно принимать решения, аргументировано их отстаивать, умение постоять за себя;

-   инициативность, активность, энергичность;

-   напористость;

-   умение четко выполнять инструкции, исполнительность;

-   творчество, гибкость мышления, умение находить нестандартные решения;

-   умение общаться, производить благоприятное впечатление, умение работать в команде.

 

Преимущества молодого возраста (по мнению работодателей):

-   высокая обучаемость;

-   гибкость в принятии решений, мобильность, способность легко осваивать новые технологии и технические процессы;

-   современные знания (в том числе компьютера, новых технологий, техники);

-   интерес к новому;

-   здоровье, много сил, энергии;

-   возможность работать ненормированно;

-   можно меньше платить;

-   нет профессиональных шаблонов;

-   желание реализовать себя, сделать карьеру;

-   готовность много работать;

-   большинство не связаны семьей, детьми;

-   творческий подход к делу.

 

Трудоустройство через Интернет


     Устройство на работу с помощью системы Интернет относится к числу наиболее современных технологий. Если речь идет о подборе кадров на работу, где используются высокие технологии, то сам факт того, что кандидат нашел работодателя через Интернет, смог заполнить анкету, связаться по электронной почте, представить резюме в нужном формате – уже свидетельствует в его пользу и может рассматриваться как прохождение своеобразного теста.

 

Итак, каковы же преимущества использования Интернета:
Во-первых, Интернет позволяет, не покидая своего рабочего места, проделать значительную часть подготовительной работы по представлению себя потенциальным работодателям.
Во-вторых
, в связи с тем, что Интернет на сегодня является прерогативой «приличных» фирм, вы можете в какой-то степени обезопасить себя от попадания в мелкую нестабильную фирму.
В-третьих
, технические возможности компьютера, передающего информацию о вас, несравнимо шире возможностей факса или обыкновенного телефона, с помощью которых вы также можете познакомить будущего работодателя со своими профессиональными возможностями. Кроме того, по электронной почте вы можете похвастаться уже имеющимся багажом своих наработок;
В-четвертых
поиск работы с помощью Сети – это очень современно.
Ну и в-пятых, в-шестых и т.д.
 – масса мелких преимуществ, например, отсутствие необходимости смотреть в глаза, когда вам отказывают в работе. Возможность искать работу в другом городе или стране, не выезжая с места, и т.д.
Итак, вы заинтересованы в поиске работы и у вас есть возможность воспользоваться для этого Интернетом…
Для начала необходимо вооружиться вариантом своего профессионального резюме, которое послужит основой для заполнения интерактивных форм, пригодится и просто для отправки по электронной почте в заинтересовавшую Вас фирму.

 

Несколько полезных советов 

-   Если для контакта вы оставили работодателю только свой электронный адрес, не забывайте регулярно проверять свою электронную почту (не реже одного раза в день), иначе вы рискуете «проворонить» приглашение на собеседование.

-   По возможности не поручайте процедуру размещения своего резюме знакомым и родственникам. Это процесс весьма творческий, и зачастую, даже ваш самый близкий друг не сможет сделать правильный выбор формулировок.

-   Не игнорируйте поле «Дополнительная информация» в интерактивных формах – это хорошая возможность похвалить себя и сообщить о себе то, что не вошло в строгий формат резюме, анкеты или интерактивной формы.

-   Ведите регистрацию: где, когда, что (а иногда и под каким паролем) и на какой срок вы разместили. Иначе информация о вашей персоне может затеряться на просторах Интернета, или обратная связь будет искаженной, или вышедший на связь работодатель будет вынужден долго и нудно выяснять у вас, чего вы от него, собственно, хотите. Никогда при этом не сообщайте ему, что вы отправили свое резюме в тысячу мест и не в силах сориентироваться по поводу предлагаемой вакансии – работодателю это будет просто неприятно, а зачем вызывать заранее негативное отношение к собственной персоне? Кроме того, информацию надо периодически корректировать или снимать, если в ней отпала необходимость.

    Так что не пренебрегайте возможностями Интернета. Тем более что в последнее время знание информационных технологий интересует работодателей едва ли не больше, чем высшее образование, английский язык и опыт работы.

 

 

Резюме должно удовлетворять следующим требованиям:

-   Краткость – объем текста равен 1 странице.

-   Уместность – пишите только о том, что имеет отношение к работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.

-   Правдивость – предоставляйте только ту информацию, которую Вы можете полностью подтвердить. Сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться.

-   Позитивный характер – создавайте благоприятное впечатление, подчеркивайте только положительные качества и сильные стороны, перечисляйте только успехи. Не включайте информацию, которая может не понравиться работодателю.

-   Систематичность – излагайте информацию последовательно, не допускайте пропусков во времени.

-   Уникальность – пишите о том, что характеризует именно Вас, отличает Вас от большинства других кандидатов.

-   Хороший стиль изложения – пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргона.

-   Грамотность – проверьте текст на отсутствие орфографических и грамматических ошибок.

-   Приятное оформление – используйте только качественную бумагу и хороший шрифт. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.

 

Советы психолога тем, кто ищет работу

Какие сведения необходимо получить при изучении рынка труда?

Прежде всего уясните для себя следующие вопросы:

-   Достаточно ли часто встречаются вакансии, которые вас интересуют?
Если их слишком мало, то, может быть, вам есть смысл подумать и о других вариантах?

-   Полностью ли вы соответствуете предъявляемым требованиям?
Этот пункт очень важен. Будьте максимально объективны.
Помните, что:
возраст до 30 – это иногда и 32, но никогда не 47;
опыт работы от 3 лет может быть два с половиной года, но никак не может быть четыре месяца. И так далее.

-   Устраивает ли вас предлагаемый уровень зарплаты?
На что вы собираетесь жить (кормить семью), когда устроитесь?

-   Много ли ваших конкурентов среди тех, кто ищет работу по той же специальности?
Если да, то каковы ваши реальные шансы?

-   В чем вы уступаете вашим конкурентам?
Чего вам не хватает: образования, опыта работы, профессионализма, специальных знаний?

Словом, каждый пункт – это повод для размышления.

свернуть

Советы выпускникам

Советы выпускникам:

 

    Подготовка к экзамену.

        - Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

        - Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.

        - Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

        - Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

        - Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

        - Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

 

     Накануне экзамена.

        - Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.

        - На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена.

 

 

 

 

Советы выпускникам: 

 

Во время тестирования.

       - Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

       - Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

       - Если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Отвечайте на те вопросы в задании, в которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на те, которые могут вызвать долгие раздумья.

       - Научитесь пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

       - Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем.

       - Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

       - Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

       - Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.

 

 

 

 

Общие рекомендации выпускникам

 

         Экзамен - ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами - это просто стресс. Как легче преодолеть экзаменационное испытание?

 

Специалисты советуют:

       1. Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.

     2. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена. Плохо сданный экзамен - это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем.

     3. В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.

       4. Обратите внимание на приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации. 0Это - потеря аппетита или переедание, бессонница и постоянное чувство утомления, головная боль, плаксивость без всякой причины во время подготовки к экзаменам. В связи с этим необходимо принять меры по преодолению стресса. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время - рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку. Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.

        5. Впечатлительным, тревожным ребятам желательно потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не зацикливаться на каком-то одном моменте.

      6. Накануне экзамена. За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться. По дороге на экзамен, не думайте про него.

        7. На экзамен старайтесь одеться в удобную, аккуратную одежду.
Старайтесь, чтобы она не была новой, потому что неизвестно, как вы в ней будете себя чувствовать.

 

И ещё – перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться!

 

 

 

Памятка «Психологическое сопровождение ЦТ»

 

  • Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЦТ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

 

  • Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах такая же трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому? Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы  и в этот раз?

 

  • Осознай, кто бы мог тебе помочь в ситуации подготовки к ЦТ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении  по поводу предстоящего события;

 

  • Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

 

  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению централизованного тестирования, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

 

  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

 

  • Используй такие формулы самовнушений:

               Я  УВЕРЕННО  СДАМ  ЦТ и ЦЭ

               Я  УВЕРЕННО  И  СПОКОЙНО  СПРАВЛЮСЬ  С  ЗАДАНИЯМИ

               Я  С  ХОРОШИМ  РЕЗУЛЬТАТОМ  ПРОЙДУ  ВСЕ  ИСПЫТАНИЯ

               Я  СПОКОЙНЫЙ  И  ВЫДЕРЖАННЫЙ  ЧЕЛОВЕК

               Я  СМОГУ  СПРАВИТЬСЯ  С  ЗАДАНИЕМ

               Я  СПРАВЛЮСЬ

               Я  ДОЛЖЕН  СДЕЛАТЬ  ЭТО…

 

   Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть уверенным, спокойным и мобильным.

свернуть