Когда желать ни пуха ни пера?
Пройдет еще немного времени, и ты вступишь во взрослую жизнь, где предстоит решать новые, порой очень нелегкие задачи, делать самостоятельный выбор. Тебе строить будущее и жить в нем.
Пройдет еще немного времени, и ты вступишь во взрослую жизнь, где предстоит решать новые, порой очень нелегкие задачи, делать самостоятельный выбор. Тебе строить будущее и жить в нем.
Уважаемые законные представители обучающихся!
По вопросам проведения аттестации учащихся, организации и проведения выпускных экзаменов Вы можете обратиться к заместителю директора школы Ордынскай Анастасии Николаевне, директору школы Рубан Елене Геннадьевна по тел. +375177145338 с 13.00 до 16.00
Графік
кансультацый да цэнтралізаваных экзаменаў
па завяршэнні навучання і выхавання на IIІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі
2023/2024 навучальны год
ХІ клас
|
Прадмет |
Дата |
Час |
Настаўнікі |
1 |
Гісторыя Беларусі |
25.05.2024 |
11.00 |
Дзяруга Н.Р.
|
2 |
Матэматыка
|
25.05.2024 |
11.00 |
Ярмаловіч С.М. |
3 |
Беларуская мова |
29.05.2024
|
10.00
|
Дуброўская М.С. |
Графік
кансультацый да выпускных экзаменаў
па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі
2023/2024 навучальны год
ІХ клас
|
Прадмет |
Дата |
Час |
Настаўнікі |
1 |
Гісторыя Беларусі |
30.05.2024 31.05.2024
|
9.00 11.00 |
Дзяруга Н.Р. |
2 |
Беларуская мова |
29.05.2024 31.05.2024
|
9.00 9.00 |
Дуброўская М.С. |
3 |
Матэматыка
|
28.05.2024 04.06.2024
|
9.00 10.00
|
Вяжэвіч В.В. |
4 |
Русский язык |
28.05.2024 06.06.2024 |
11.00 10.00
|
Глуская Н.В. |
РАСКЛАД
цэнтралізаваных экзаменаў па завяршэнні
навучання і выхавання на IIІ ступені
агульнай сярэдняй адукацыі
ў 2023/2024 навучальным годзе
ХІ клас
Дата |
Пачатак экзамену |
Прадмет |
Пункт правядзения цэнтралізаванага экзамену |
27 мая |
11.00 |
Гісторыя Беларусі |
УА “Вілейскі дзяржаўны каледж”
|
11.00 |
Матэматыка |
УА “Вілейскі дзяржаўны каледж”
|
|
30 мая |
11.00 |
Беларуская мова |
УА “Вілейскі дзяржаўны каледж” |
РАСКЛАД
выпускных экзаменаў па завяршэнні
навучання і выхавання на II ступені
агульнай сярэдняй адукацыі
ў 2023/2024 навучальным годзе
ІX клас
Дата |
Пачатак экзамену |
Прадмет |
Форма правядзення экзамену |
Кабінет |
1 чэрвеня |
12.00
|
Гісторыя Беларусі |
у вуснай форме |
біялогіі |
3 чэрвеня |
9.00 |
Беларуская мова |
у пісьмовай форме (пераказ) |
біялогіі |
5 чэрвеня |
9.00 |
Матэматыка |
у пісьмовай форме |
біялогіі |
7 чэрвеня |
9.00 |
Руская мова |
у пісьмовай форме (пераказ) |
біялогіі |
О проведении итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2024 году
Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 (с изменениями от 30.12.2022 № 509, от 15.11.2023 № 348) (далее – Правила проведения аттестации).
Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.
Порядок освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 40 и 41 Правил проведения аттестации.
Порядок освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.
Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 2, 12, 18, 24 пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2023 № 2, от 29.12.2023 № 416) (далее – Правила приема), без вступительных испытаний, за исключением лиц, поступающих в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, зачисляются (в порядке перечисления в соответствии с пунктом 23 Правил приема):
победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема (далее – учебный год), при поступлении на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение»;
победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания;
победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году по учебным предметам, перечень которых устанавливается Министерством образования, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности, а также при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания,
за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальностей, предметами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт»;
победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение».
Обращаем внимание, что учащиеся, которые воспользовались правом освобождения от одного централизованного экзамена (далее – ЦЭ), могут быть зарегистрированы только для прохождения двух централизованных тестирований (далее – ЦТ), что позволит им участвовать в общем конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.
Обладатели дипломов третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады могут не воспользоваться правом освобождения от ЦЭ, сдать два ЦЭ, пройти одно ЦТ и участвовать в общем конкурсе для зачисления на выбранную специальность.
«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);
«Русский язык» в письменной форме (изложение);
«Математика» в письменной форме (контрольная работа);
«История Беларуси» в устной форме.
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательными являются:
предмет, который является профильным при поступлении в высшее учебное заведение (централизованный экзамен);
«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме (централизованный экзамен).
1. По каким предметам в 2024 году будет проводиться централизованный экзамен.
В 2024 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:
- русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);
- учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).
2. Зависит ли выбор учебного предмета для сдачи централизованного экзамена от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в учреждение высшего образования или вторым профильным предметом?
Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.
3. Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме централизованного экзамена?
Выпускники 11 класса в 2024 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.
4. Чем вызвана необходимость изменения подходов к итоговой аттестации 11-классников?
Аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:
– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);
– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);
– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);
– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);
– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);
– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.
5. Когда учащиеся 11 классов должны определиться с выбором предмета для сдачи централизованного экзамена? И как будет осуществляться регистрация для участия в централизованном экзамене?
В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184, до 1 февраля 2024 г. в учреждениях образования должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.
Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале месяце.
Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться
с 1 по 20 апреля 2024 года.
Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.
6. Кто может быть освобожден от централизованного экзамена?
От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.
7. Сохранены ли льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам для поступления в учреждения высшего образования?
Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).
Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.
Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.
8. Для каких еще категорий учащихся предусмотрены особенности в выпускной кампании 2024 года?
Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.
9. Какая отметка будет выставляться в аттестат об общем среднем образовании?
По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.
Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.
10. Известны ли уже даты проведения централизованного экзамена в 2024?
Да, определены.
Основные дни: 27 мая 2024 г.– предмет по выбору; 30 мая 2024 г. – «Русский язык», «Белорусский язык».
Предусмотрены резервные дни и иные сроки для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты. Они также определены:
резервные дни:
21 августа 2024 г. – предмет по выбору;
19 августа 2024 г. – «Русский язык», «Белорусский язык».
иные сроки:
в июле во время резервных дней для централизованного экзамена;
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1–2 |
3–6 |
7–14 |
15–25 |
26–32 |
33–41 |
42–53 |
54–67 |
68–81 |
82–100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1–2 |
3–9 |
10–18 |
19–28 |
29–37 |
38–45 |
46–54 |
55–63 |
64–76 |
77–100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1-6 |
7-15 |
16-24 |
25-32 |
33-41 |
42-46 |
47-50 |
51-61 |
62-78 |
79-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2-3 |
4-7 |
8-13 |
14-25 |
26-33 |
34-48 |
49-64 |
65-84 |
85-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-7 |
8-19 |
20-29 |
30-37 |
38-47 |
48-58 |
59-78 |
79-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-10 |
11-20 |
21-29 |
30-37 |
38-47 |
48-65 |
66-79 |
80-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-5 |
6-17 |
18-26 |
27-36 |
37-46 |
47-56 |
57-69 |
70-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1-2 |
3-5 |
6-9 |
10-19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-74 |
75-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1-2 |
3-5 |
6-9 |
10-19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-74 |
75-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-6 |
7-12 |
13-22 |
23-32 |
33-41 |
42-53 |
54-71 |
72-100 |
Единого метода организации работы по подготовке к экзаменам не существует. Поэтому важно найти наиболее приемлемый способ для вас. Вместе с тем рекомендуется использовать общие правила.
Отведите побольше времени для подготовки.
Если оставить подготовку к экзаменам на последнюю минуту, это значительно уменьшит ваши успехи. Очень немногие могут работать над учебниками всю ночь и успешно сдать экзамен на следующий день.
Составьте свое расписание подготовки.
Вы должны составить расписание подготовки за несколько недель до экзаменов таким образом, чтобы время было оптимально распределено между всеми предметами. Сделав это, не отклоняйтесь от намеченного плана. Поместите расписание где-нибудь на видном месте.
Отдых.
Подготовка к экзаменам — это напряженный труд, который сильно утомляет. Для успешной работы важно иметь отдых. Отведите в своем расписании подготовки к экзаменам время на него.
Сделайте перерыв в работе.
После работы в течение часа следует сделать короткий (от 15 до 20 минут) перерыв на чай или кофе. Затем снова займитесь подготовкой к экзамену.
Найдите тихий уголок.
Создайте условия, в которых вы сможете готовиться к экзамену наиболее эффективно. Многие думают, что шумная обстановка не мешает готовиться к экзаменам. Это ошибка! Всё, что отвлекает, — снижает собранность. Подготовка к экзаменам при включенном телевизоре вообще недопустима!
Придерживайтесь программы.
Тщательно изучите контрольные вопросы и экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
Делайте краткие заметки.
Подготовка к экзаменам обычно более эффективна, если вы активно работаете, а не просто читаете материал. Читая конспекты или учебники, делайте краткие примечания, выделяя основные мысли. Глубокое осмысление основных идей гораздо важней простого запоминания фактов.
Тренируйтесь отвечать на вопросы.
По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
Оптимизируйте свой образ жизни.
Достаточно ли времени для подготовки к экзаменам оставляют ваши увлечения? Это может помешать полноценной подготовке к экзаменам. Подумайте и сопоставьте: будет ли краткосрочный соблазн предпочтительней успеха на экзамене с долгосрочной перспективой.
Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам
1. При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.
3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.
5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.
8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.
За эпиграф можно взять высказывание: “В моем словаре нет слова “невозможно”
Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены
Подготовка к экзамена
1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.
Накануне экзамена
1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.
Желаем удачи!
Советы психолога выпускникам.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Профилактика экзаменационного стресса
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи экзаменов
Владением информации о процессе проведения экзамена
Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы
Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Участием в подготовке к экзаменам
Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.
Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
12.Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
· внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
·если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
·если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Семейная психотерапия.
Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:
Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя человеком.
Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
(во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке).
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").