Учителю-предметнику

 

 

Рекомендации учителям - предметникам

 

1.Учитывайте возрастные особенности в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

  1. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  2. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5.На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6.Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

  1. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

  1. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

  1. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

  1. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14.Используйте систему поощрений, а именно: грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

  1. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  2. Не допускайте педагогического манипулирования.

17.В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

  1. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19.Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности учащихся разного возраста в течение дня, недели.

20.Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

свернуть

Структурный анализ урока

I. Организационный момент

Дидактическая задача:подготовить учащихся к ра­боте на уроке.

Показатели выполнения:кратковременность, пол­ная готовность класса, организация внимания.

II. Этап проверки домашнего задания
Дидактические задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить пробелы в знаниях, совершен­ствуя при этом умения и навыки.

Условия постижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направлен­ность его деятельности, использование системы при­ёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.

Показатели выполнения:возможность учителя за короткий срок (5-7 минут) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.

III. Этап подготовки к активному и сознательно­му усвоению нового материала

Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).

Условия достижения:чёткая постановка целей уро­ка, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.

Показатели выполнения:активность познаватель­ной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.

 IV Этап усвоения новых знаний
Дидактические задачи:дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиться вос­приятия, осознания, первичного обобщения и систе­матизации новых знаний, усвоения учащимися новых способов действия.

Условия достижения: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изу­чаемого понятия; полное и точное определение от­личительных признаков объектов, явлений; запись в тетрадях опорных знаний, алгоритмов действия; ис­пользование наглядности; самостоятельная работа с учебником; использование приёмов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; постановка перед учащимися проблемных задач и вопросов; актуализация опорных знаний учащихся.

Показатели выполнения:правильность ответов уча­щихся в ходе беседы, отсутствие ошибок в самостоя­тельной работе.

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Дидактические задачи:установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.

Условия достижения иели:постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности уча­щихся, создание нестандартных ситуаций при исполь­зовании знаний, оперативный контроль знаний для вы­яснения пробелов в понимании нового материала.

Показатели выполнения:понимание учащимися со­держания новых знаний, выявление VI устранение про­белов.

VI. Этап закрепления

Дидактические задачи: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы; учить применять знания в стандартной и не­стандартной ситуациях.

Показатели выполнения:умение учащихся сопо­ставлять факты, понятия, воспроизводить основные знания по изученному материалу, выделять существен­ные признаки, конкретизировать их. Активность уча­щихся при выполнении заданий.

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания да­ётся в границах урока.

VIII.Контроль и самоконтроль знаний. Подведе­ние итогов работы.

Дидактические задачи: проверить усвоение учащи­мися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления.

Условия постижения цели: использование эффек­тивных приемов оперативной проверки знаний, умение учитывать реальные возможности и типичные затруд­нения учащихся.

Показатели выполнения: глубина анализа и эффек­тивность контроля.

свернуть

Памятка по самообразованию

16.12.2020

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

¨     Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

Подбор литературы:

¨     Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨     Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы

¨     Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨     Включите современные взгляды на проблему

¨     Используйте опыт работы других педагогов

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨     По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨     Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨     Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨     Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨     Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨     Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨     Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

 

 

Информационные источники

  1. Бабкина, Т. А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых / Т. А. Бабкина // Кіраванне ў адукацыі . – 2006. – №12.
  2. Базаревская, Л. А. Организация работы по самообразованию / Л. А. Базаревская, Т. Н. Войтухович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. – № 12.
  3. Глинский, А. А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении // А. А. Глинский / Минск: Академия последипломного образования, 2002.
  4. Глинский, А. А. Организационно-методическое сопровождение самообразования педагогических кадров / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 10.
  5. Глинский, А. А. Портфолио педагога как средство личностно-профессионального роста / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 12.
  6. Михайлова Н. С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления / Н. С. Михайлова // Минск : Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – № 1.
  7. Cамообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов / Сост. Л. И.Омельянчук, А. А. Павлович, 2011.
  8. Селевко, Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко // Центр “Педагогический поиск”. – 2006. – 20 с.
  9. Юдакова, С. В. Профессионально-педагогическое самообразование : учебное пособие / С. В. Юдакова. – Владимир, 2011.

 

свернуть

Десять советов молодому учителю.

Совет первый                                                                                                       

Не считай школу местом, не совсем достойным

применения твоих выдающихся способностей,                                             

местом, куда тебя как бы сослали. Школа  не

нуждается в твоем снисхождении.

 

Совет второй

Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален,

иначе не может быть и речи о творчестве.

 

 Совет третий

Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть

интересным детям, но этого  не получится, если ты

будешь сосредоточен на самом себе.

 

Совет четвертый

Помни о комплексном характере учительского

 труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция и

методика, и внеклассная работа, и психология

общения, и любовь к детям, и дисциплина.

 

 Совет пятый

Будь счастливым. Будь оптимистом! Верь!

 

Совет шестой.

 Будь честным и правдивым.

 

Совет седьмой

Цени юмор в общении с учениками.

 

Совет восьмой

Будь естественным, не притворяйся, не старайся

 казаться умнее и лучше чем ты есть.

 

Совет девятый

Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом

деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя

достоинства. Не надо казаться, надо быть.

Совет десятый

Обрети гражданскую позицию.

И, наконец, самое последнее:

Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или

 безапелляционного провозглашения непреложных истин.

Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет. Думай сам!

свернуть

Причины недостаточного желания учиться

 

Типичные:

    умственное недоразвитие, неполноценность.

 

Причины, имеющие педагогическое происхождение:

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности.
  2. Громадность и сложность школьного материала, подлежащего усвоению и запоминанию.

 3.Деятельность учителя без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности.

  1. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
  2. Однообразие школьной жизни, особенно учебного процесса.
  3. Неумение и нежелание стимулировать учение.

 7.Отрицательное, безразличное отношение к школе и учителям в некоторых семьях.

свернуть

Причины недостаточного желания учиться

Сегодня часто можно услышать, что современные дети не хотят учиться. Это значит, что у них отсутствует мотивация. Изменить ситуацию можно двумя путями:

заставить детей хотеть учиться или научиться учить по- другому, чтобы школьники сами хотели учиться . Первый способ трудный и неприятный , но достижимый.

Другой способ более интересный и приятный, так как опирается на внутренние стимулы к учёбе. Однако, реализация такого способа невозможна без существенного изменения педагогических средств, которые используются, в создании и поддержании учебной мотивации.

 

                                       Источники учебной мотивации

 

  1. Ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого зависит итог.

          Этому содействуют те педагогические технологии, которые позволяют детям принимать активное участие в получении знаний, а не быть их пассивными потребителями.

 

                                     Техника проблемных вопросов.

 

«Что произойдёт, если…?»

«На что похоже…?»

«Каким образом можно использовать для…?»

«Каким образом… влияет на …?»

 

  1. Ощущение свободы выбора.

Меньше использовать фразы:

« вы должны»,  «вам необходимо»,  « вы обязаны».

 

Больше использовать фразы:

« вы можете», « у вас получится»,  « у вас есть варианты…»

 

3.Ощущение себя компетентным.

Учебная мотивация запускается  не столько объективным успехом, сколько ощущением личной успешности.

Это происходит тогда, когда учитель комментирует процесс и итоги учебной деятельности.

Очень важно, что конкретно слышит в таких ситуациях.

 

                                     Правила позитивной обратной связи.

1.Обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной.

Дети должны знать, за что их хвалят, чем конкретно учитель обрадован, и впечатлён.

 

2.Позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без сравнений с другими учащимися, это значит, оценивается динамика развития- сравниваются умения сегодняшние и вчерашние.

 

3.Необходимо стремиться находить слова поддержки и использовать жесты одобрения  для всех детей.

Если в классе  хвалят одних и тех же учащихся, создаётся ощущение несправедливости

учителя, что очень сильно демотивирует.

свернуть

Рекомендации учителям –предметникам 5-х классов

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  16. Не допускайте педагогического манипулирования.
  17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
  18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

 

свернуть