1.Учитывайте возрастные особенности в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2.Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
5.На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
6.Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
8.Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
10.Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
12.Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
14.Используйте систему поощрений, а именно: грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
17.В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
19.Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности учащихся разного возраста в течение дня, недели.
20.Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
I. Организационный момент
Дидактическая задача:подготовить учащихся к работе на уроке.
Показатели выполнения:кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.
II. Этап проверки домашнего задания
Дидактические задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Условия постижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направленность его деятельности, использование системы приёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.
Показатели выполнения:возможность учителя за короткий срок (5-7 минут) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).
Условия достижения:чёткая постановка целей урока, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.
Показатели выполнения:активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.
IV Этап усвоения новых знаний
Дидактические задачи:дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися новых способов действия.
Условия достижения: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого понятия; полное и точное определение отличительных признаков объектов, явлений; запись в тетрадях опорных знаний, алгоритмов действия; использование наглядности; самостоятельная работа с учебником; использование приёмов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; постановка перед учащимися проблемных задач и вопросов; актуализация опорных знаний учащихся.
Показатели выполнения:правильность ответов учащихся в ходе беседы, отсутствие ошибок в самостоятельной работе.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Дидактические задачи:установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.
Условия достижения иели:постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, оперативный контроль знаний для выяснения пробелов в понимании нового материала.
Показатели выполнения:понимание учащимися содержания новых знаний, выявление VI устранение пробелов.
VI. Этап закрепления
Дидактические задачи: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы; учить применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях.
Показатели выполнения:умение учащихся сопоставлять факты, понятия, воспроизводить основные знания по изученному материалу, выделять существенные признаки, конкретизировать их. Активность учащихся при выполнении заданий.
VII. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания даётся в границах урока.
VIII.Контроль и самоконтроль знаний. Подведение итогов работы.
Дидактические задачи: проверить усвоение учащимися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления.
Условия постижения цели: использование эффективных приемов оперативной проверки знаний, умение учитывать реальные возможности и типичные затруднения учащихся.
Показатели выполнения: глубина анализа и эффективность контроля.
Возможная проблема |
Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
|
Подбор литературы: ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ¨ Включите современные взгляды на проблему ¨ Используйте опыт работы других педагогов |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
Информационные источники
Совет первый
Не считай школу местом, не совсем достойным
применения твоих выдающихся способностей,
местом, куда тебя как бы сослали. Школа не
нуждается в твоем снисхождении.
Совет второй
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален,
иначе не может быть и речи о творчестве.
Совет третий
Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть
интересным детям, но этого не получится, если ты
будешь сосредоточен на самом себе.
Совет четвертый
Помни о комплексном характере учительского
труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция и
методика, и внеклассная работа, и психология
общения, и любовь к детям, и дисциплина.
Совет пятый
Будь счастливым. Будь оптимистом! Верь!
Совет шестой.
Будь честным и правдивым.
Совет седьмой
Цени юмор в общении с учениками.
Совет восьмой
Будь естественным, не притворяйся, не старайся
казаться умнее и лучше чем ты есть.
Совет девятый
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом
деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя
достоинства. Не надо казаться, надо быть.
Совет десятый
Обрети гражданскую позицию.
И, наконец, самое последнее:
Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или
безапелляционного провозглашения непреложных истин.
Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет. Думай сам!
Типичные:
умственное недоразвитие, неполноценность.
Причины, имеющие педагогическое происхождение:
3.Деятельность учителя без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности.
7.Отрицательное, безразличное отношение к школе и учителям в некоторых семьях.
Сегодня часто можно услышать, что современные дети не хотят учиться. Это значит, что у них отсутствует мотивация. Изменить ситуацию можно двумя путями:
заставить детей хотеть учиться или научиться учить по- другому, чтобы школьники сами хотели учиться . Первый способ трудный и неприятный , но достижимый.
Другой способ более интересный и приятный, так как опирается на внутренние стимулы к учёбе. Однако, реализация такого способа невозможна без существенного изменения педагогических средств, которые используются, в создании и поддержании учебной мотивации.
Источники учебной мотивации
Этому содействуют те педагогические технологии, которые позволяют детям принимать активное участие в получении знаний, а не быть их пассивными потребителями.
Техника проблемных вопросов.
«Что произойдёт, если…?»
«На что похоже…?»
«Каким образом можно использовать для…?»
«Каким образом… влияет на …?»
Меньше использовать фразы:
« вы должны», «вам необходимо», « вы обязаны».
Больше использовать фразы:
« вы можете», « у вас получится», « у вас есть варианты…»
3.Ощущение себя компетентным.
Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением личной успешности.
Это происходит тогда, когда учитель комментирует процесс и итоги учебной деятельности.
Очень важно, что конкретно слышит в таких ситуациях.
Правила позитивной обратной связи.
1.Обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной.
Дети должны знать, за что их хвалят, чем конкретно учитель обрадован, и впечатлён.
2.Позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без сравнений с другими учащимися, это значит, оценивается динамика развития- сравниваются умения сегодняшние и вчерашние.
3.Необходимо стремиться находить слова поддержки и использовать жесты одобрения для всех детей.
Если в классе хвалят одних и тех же учащихся, создаётся ощущение несправедливости
учителя, что очень сильно демотивирует.