Родителям

Родителям будущих первоклассников!

12.06.2021

Прием в 1 класс, 2021/2022 учебный год

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Прием документов в I класс в 2021 году осуществляется с 12 июня по 28 августа.

Заявления от родителей (законных представителей) детей в ГУО "Любанская средняя школа Вилейского района" принимаются совместно с другими документами принимаются в соответствии с графиком приема документов.

Документы, которые необходимо подготовить детям, относящимся к микрорайону школы:

- заявление на имя руководителя школы,

- медицинская справка с результатами обследования всех врачей и с заключением о допуске к обучению,

- оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка или документ, удостоверяющий личность,

- паспорт родителей с отметкой о регистрации или документ, подтверждающий проживание в микрорайоне школы,

- заключение Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (при наличии) о необходимости организации занятий с учителем-дефектологом.

свернуть

Централизованное тестирование 2021

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 марта 2021 г. № 50 (далее – Постановление) утверждены перечень учреждений образования, определенных пунктами регистрации для прохождения централизованного тестирования (ЦТ), в том числе в резервные дни, а также пунктами проведения ЦТ, и график проведения ЦТ.   

ЦТ по учебным предметам в 2021 году будет проходить по следующему графику:

«Белорусский язык» – 16 июня (среда);

«Русский язык» – 18 июня (пятница) и 19 июня (суббота);

«Обществоведение» – 21 июня (понедельник);

«Математика» – 23 июня (среда) и 24 июня (четверг);

«Биология» – 26 июня (суббота);

«Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» – 28 июня (понедельник);

«Химия» – 30 июня (среда);

«Физика» – 2 июля (пятница);

«История Беларуси» – 4 июля (воскресенье);

«География» – 6 июля (вторник);

«Всемирная история (новейшее время)» – 8 июля (четверг).

 

Даты резервных дней:

 14 и 16 июля 2021 г. (белорусский и русский языки), 14 и 18 июля 2021 г. (обществоведение, математика, биология, иностранный язык, химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история (новейшее время).

 

Сроки регистрации абитуриентов для прохождения ЦТ в резервные дни –

со 2 июля по 9 июля 2021 г.

 

Установлен следующий режим работы пунктов регистрации: с 9.00 до 19.00; в воскресный день (2 мая) и субботние дни (15 и 29 мая) – с 9.00 до 18.00.

Время начала ЦТ, в том числе в резервные дни, – 11.00.

свернуть

Единый информационно-образовательный ресурс

В 2021 году начал работу Единый информационно-образовательный ресурс, который можно найти по ссылке https://eior.by/obrazovanie/obshchee-srednee/ .

Задача данного ресурса – оказать помощь в изучении учебного материала по учебным предметам учащимся учреждений среднего образования. Ресурсом можно воспользоваться также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам. Для работы с единым образовательным ресурсом нужен доступ к Интернету с любого устройства (ПК, телефон, планшет или ноутбук).

свернуть

О завершении 2020/2021 учебного года и проведении выпускных экзаменов

В соответствии с пунктом 2 статьи 158 Кодекса 2020/2021 учебный год завершается 31 мая 2021 г.

Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX (Х классов, в которых обучались дети с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования), XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 29 мая 2021 г.

Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в период с 1 по 9 июня 2021 г. (по языкам национальных меньшинств в IX классе – 25 мая 2021 г., в XI классе – 26 мая 2021 г.).

Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, и формы проведения выпускных экзаменов определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году» (edu.v.by).

В соответствии с пунктом 63 Правил проведения аттестации тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме, кроме учебных предметов «Польский язык», «Литовский язык», по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования объявляются через средства массовой информации. В 2021 году, как и в предыдущие годы, тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на портале Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2020/2021 учебного года).

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 65 Правил проведения аттестации, пункте 28 Правил проведения аттестации для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе для детей с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь:

Білеты па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі» для правядзення абавязковага выпускнога экзамену па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі вучняў пры засваенні зместу адукацыйнай праграмы сярэдняй адукацыі, у тым ліку для правядзення экзаменаў у парадку экстэрнату (выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2021 гады выдання).

Выпускной экзамен по иностранному (английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому) языку за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования, проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь:

Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Английский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», учреждение образования «Минский государственный лингвистический университет», 2018, 2019, 2020, 2021 годы издания).

Квалификационный экзамен по завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

Для учащихся XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, освоивших в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (далее – образовательная программа профессиональной подготовки), организуется квалификационный экзамен.

Отметка по квалификационному экзамену не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение». Годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам четвертей. В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI  (XII) классе.

К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.

Учащиеся XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования не допускаются к сдаче квалификационного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:

имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;

не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;

имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».

Для учащихся XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, осваивающих профессии, по которым образовательный процесс может быть организован без присвоения разряда, если объем учебного времени недостаточен для присвоения разряда, квалификационный экзамен не проводится (не планируется). Во всех перечисленных случаях учащимся выдается справка об обучении.

Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проведение итоговой аттестации осуществляется согласно главе 5 Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 № 135. Организация квалификационного экзамена, выдача справки об обучении или свидетельства установленного образца осуществляется учреждением образования (учреждением общего среднего образования, учреждением специального образования, учреждением профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждением дополнительного образования взрослых, учреждением дополнительного образования детей и молодежи), на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки для учащихся III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

О проведении итоговой аттестации в другой срок

В соответствии с пунктом 91 Правил проведения аттестации письменные выпускные экзамены при проведении итоговой аттестации в другой срок проводятся:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

23 августа 2021 г. – по белорусскому языку;

25 августа 2021 г. – по русскому языку;

27 августа 2021 г.– по математике;

по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования:

24 августа 2021 г.– по математике;

26 августа 2021 г.– по белорусскому или русскому языку.

О проведении выпускных вечеров

Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 10 июня 2021 г.

В 2021 году централизованное тестирование (далее – ЦТ) начнется 16 июня.

свернуть

 О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

Безопасный мир детей, через ответственность родителей

01.02.2021

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.

Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.              Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

 

В статье 32 Конституции Республики Беларусь  указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

 

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

 

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в период времени с 23 до 6 часов вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде  штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

 

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

 

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение  предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

 

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

 

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

 

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

    предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,

в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

 

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

свернуть

Советы родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Рекомендации родителям будущих первоклассников

             Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

-         Как его зовут?

-         Сколько ему лет?

-         Когда день рождения?

-         Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте способен ли Ваш ребенок:

-         Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»

-         Строить рассказы по картинке (картинам).

-         Сочинять сказки.

-         Находить слова с определенным звуком.

-         Членить предложения.

-         Заучивать наизусть стихи(прозу).

Знает ли он:

-         Цифры (от 0 до 10).

-         Дни недели и месяцы ( последовательно)

Может ли он:

-         Назвать числа в прямом и обратном порядке.

-         Соотносить цифру и число предметов.

-         Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.

-         Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

-         Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.

-         Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.

-         Лепить одиночные фигурки и целые композиции.

-         Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

-         Под музыку;

-         В заданном темпе;

-         Ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

-         Классики;

-         Бадминтон;

-         Настольный теннис;

-         Игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

-         Петь, правильно передавая мелодию;

-         Инсценировать нехитрую «музыку»;

-         Ритмично двигаться под музыку.

 Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок.

 Необязательно все это у него должно получаться «на отлично».

В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.

При этом важно соблюдать некоторые правила:

-         Не торопить ребенка.

-         Учитывать его настроение, самочувствие, желание.

-         Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.

На чем основана готовность к школе 

ТЕСТ 1

«Что кому подходит»

(для оценки эмоционального отношения к школе)

    Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»

   Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.

   Пары слов с прилагательными-антонимами:

Большой          маленький                            Больной           здоровый

Взрослый         детский                              Тёплый             холодный

Весёлый          грустный                            Добрый            злой

Быстрый        медленный                          Смелый            трусливый

Чистый          грязный                                 Бодрый            усталый

Сладкий          горький                                 Сильный          слабый

Гладкий          колючий                                Светлый          тёмный

   Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

ТЕСТ 2

"Представь себе…"

(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)

   Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История 1.   Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2.   Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?

История 3.   Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисова ния, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4.   Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5.   Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6.   Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

    Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

1. Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.

2. Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.

3. Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.

4. Предпочтение школы с определёнными правилами.

5. Ориентация на обучение в группе, в классе.

6. Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

    Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.  

Игры на развитие памяти 

"Опиши по памяти"

На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д. 

"Найди картинку"

На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.

 Игры на развитие внимания 

"Что изменилось?" Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана. 

"Найди отличия". Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. "Найди одинаковые". На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета. 

"Ухо-нос".По команде "Ухо" дети должны схватиться за ухо, по команде "Нос" -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. "Карлики и великаны". Аналогичная игра: по команде "Карлики" дети приседают, по команде "Великаны" встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. 

"Замри". По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры. 

"Повторяй за мной". Под любую считалку (например: "Сантики-фан-тики-лимпопо") вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры. 

"Платочек". Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй. 

"Съедобное - несъедобное". Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. 

"Игра с флажками". Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Существует три компонента школьной готовности

Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.

Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.

Психологический – совокупность особенностей развития и формирования

 Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача. 

Общая школьная готовность 

Физиологическая

(врач)

Педагогическая

(педагог)

Психологическая

(психолог) 

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности? 

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику. 

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

1.       Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)

2.       Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).

3.       Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).

4.       Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

Итак, как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс…

 

  1. Буди его спокойно. Проснувшись, он должен видеть твою улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняй его с утра и не дергай по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки – сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
  2. Не торопи его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу – это твоя, а не его задача. И если он не успевает собраться – это твоя вина: завтра разбуди его пораньше на столько, на сколько он "закопался" сегодня.
  3. Не отправляй ребенка в школу голодным: даже если малыш кушает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.
  4. Не прощайся с ним, предупреждая: "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.
  5. При встрече ребенка из школы, забудь фразы типа: "Что ты сегодня получил?", "Как успехи в школе" или, еще хуже, ироничные высказывания вроде: "Ну как, сегодня без двоек?", "Ну, двоечник, как успехи?". Встречай малыша спокойно, не обрушивай на него тысячу вопросов, дай ему расслабиться (вспомни, как ты сама себя чувствуешь после тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, едва вернувшись со школы – не откладывай разговор на потом, выслушай его – это не займет много времени. Подумай о том, как иногда тебе самой важно, чтобы тебя кто-нибудь выслушал.
  6. Если ты видишь, что ребенок огорчен, но молчит – не допытывайся, пусть успокоится. Тогда и расскажет все сам. А нет – осторожно поинтересуйся потом сама. Но не пытайся удовлетворить свое любопытство сию минуту.
  7. Интересуйся успехами ребенка у учителей, но НЕ в присутствии малыша! А выслушав замечания учителя, не торопись устраивать ребенку взбучку. Для того, чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны – они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.
  8. Не требуй от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если твой первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Помни, что лучшее время, для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
  9. Не заставляй его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать 10-15-минутные "переменки", и лучше, если они будут подвижными.
  10. Не сиди над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дай ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна твоя помощь – наберись терпения. Спокойный тон, поддержка ("не волнуйся, все получится", "давай разберемся вместе", "я тебе помогу") и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьешь у ребенка охоту просить тебя о помощи в будущем.
  11. Не торгуйся: "Если ты сделаешь, то…". Это порочная практика – у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что, учась, делает тебе одолжение, за которое ты ему "платишь" игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое ты ставишь ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и ты окажешься в сложной ситуации – либо быть последовательной до конца, и тем самым несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое "родительское слово".
  12. Хотя бы полчаса в день посвяти только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для тебя нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач.
  13. Выработай единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что "педагогично", а что нет – решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой, или, что и сама до всего дойдешь. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов.
  14. Помни, что в течение учебного года есть "критические" периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель (и 3-4 недели для учеников 2-4-х классов), затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательной к состоянию ребенка.
  15. Учти, что даже "совсем большие" дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8-летним: "ты уже большой!") любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша. Помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайся не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и в твоих руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверь, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы.

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ  ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

 

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми

 

— Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;
— создать ситуацию успешности, компетентности;
— дать выход активности и агрессии ребенка;
— успокоить родителей;
— поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

 

Рекомендации для родителей

 

  1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
    Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  2. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
  3. Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
  4. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
  5. Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
  6. Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
  7. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
  8. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  9. Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.
свернуть

Права и обязанности родителей

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть