Родителям

Государственная служба занятостиИнформационный портал государственной службы занятости (далее – портал ГСЗ) предназначен для перевода услуг, предоставляемых населению и нанимателям органами Беларусь в электронный вид.
Портал ГСЗ доступен в сети Интернет по дресу https://gsz.gov.by
 

Школьная форма

В качестве единых элементов школьной одежды  в 2024/2025 учебном году в ГУО “Любанская средняя школа Вилейского района” введено:

для юношей: жилетка темно-синего цвета, брюки темно-синего цвета, рубашка светлого цвета, однотонная.

 для девушек: жилетка темно-синего цвета, брюки или юбка темно-синего цвета, блузка светлая, однотонная.

Отличительным и обязательным атрибутом всех учащихся учреждения образования является значок с логотипом школы!

 

 

свернуть

Информация для родителей: Игровая зависимость у подростков: как найти выход?

Информация для родителей: Игровая зависимость у подростков: как найти выход?

К сожалению, современный мир высокоразвитых технологий оказывает не всегда положительное влияние на наших детей. Игровая зависимость у подростков – прямое тому подтверждение.

Приобретая для подростка компьютер, родители полностью уверены, что их чадо должно расти и развиваться в ногу со временем, и что его никогда не коснется эта ужасная игровая зависимость. Процесс привыкания длительный и, на первый взгляд, незаметный. И только когда все симптомы зависимости налицо, родители начинают бить тревогу.

Игровая зависимость у подростков: признаки

   Когда ребенок сидит за компьютером, для большинства родителей это удобно, поскольку подросток находится всегда в их поле зрения, а не гуляет без дела на улице. Момент привыкания ребенка к компьютеру уловить довольно трудно, поэтому родители замечают неладное только тогда, когда компьютерная зависимость полностью поглотила помыслы их ребенка.

Признаки игровой зависимости у подростков:

·         плохая успеваемость;

·         апатия, отсутствие интереса к жизни и окружающему миру;

·         депрессия;

·         отсутствие аппетита;

·         нарушение сна;

·         чрезмерная агрессия при отсутствии доступа к компьютеру;

·         повышенный интерес к денежным средствам.

      При появлении таких признаков зависимости родителям следует, прежде всего, найти причину, по которой подросток чрезмерно увлекся компьютерной игрой. Возможно, понадобится помощь профессионального психолога или психиатра.

Игровая зависимость у подростков: как вылечить

     Процесс лечения компьютерной зависимости довольно длительный и трудоемкий. Причем в положительном результате должен быть заинтересован не только сам подросток, но также все его окружение (родители, родственники, друзья). Игровая зависимость у подростков не лечится быстро, возможно у вас уйдет немало времени и сил, но выход есть. В данном случае нужно понимать, что после того как ребенку придется отказаться от игр, в его жизни образуется ниша, которую нужно будет заполнить более полезными увлечениями, занятиями, делами.

     Лечением зависимости подростков должен заниматься опытный психолог, который путем психоанализа поможет устранить как причины, так и последствия вредного для здоровья ребенка увлечения компьютерной игрой. Помимо других методов, врач назначит комплекс медикаментозного лечения в зависимости от степени сложности заболевания. Показаниями для медикаментозного лечения чаще всего являются такие нарушения состояния здоровья ребенка, как депрессия, апатия, возникшие в результате отказа от компьютерных игр.

        Следует отметить, что в группе риска игровой зависимости находятся подростки от 12 до 16 лет, у которых при обследовании обнаруживается завышенная или заниженная самооценка. В любом случае, проблему необходимо решать незамедлительно, а не пускать на самотек.

Компьютерная зависимость

     Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни? В нашей клинике «Альтернатива» разработана комплексная программа лечения компьютерного рабства.

Как формируется зависимость?

    У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Основные типы компьютерной зависимости

  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголизм

Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким.

Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Кибераддикция

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: 
I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности). 
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Диагностика компьютерной зависимости

  Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.

 Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? 
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь  в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети? 
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь. 
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»? 
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. 
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Реально ли вылечить подростка от компьютерной зависимости

Увлекшись играми, парень перестал спать и есть

16-летним Алексеем Марьиным, почти отличником и спортсменом, родители гордились. И за хорошую учебу как раз и решили подарить сыну компьютер. Леша от подарка был в восторге!

- Мам, так здорово: и книг никаких не надо - в Интернете можно найти все! - Глаза юноши светились счастьем.

Но в какой-то момент прежде жизнерадостный Лешка стал раздражительным, замкнутым, все больше молчал. Все реже встречался с друзьями.

Его нервозность родители списывали на трудности подросткового возраста. Но прошел год, а Лешка становился все мрачнее. Сильно похудел, забывая поесть за игрой. У парня начали болеть спина и правая рука, которая постоянно сжимала компьютерную мышку. От сидения за монитором воспалились глаза.

- Я почти не спал: в голове постоянно крутились образы виртуальных героев, - вспоминает Леша. - Если не получалось одолеть их в игре и перейти на новый уровень, то спать вообще не ложился. Страшно злился, если меня отвлекали от игры.

В школе Леша незаметно скатился на тройки, забросил тренировки - учителя недоумевали...

- Ты больше не подойдешь к компьютеру! - объявил папа.

Но контролировать Лешу было не так-то просто. Без игры парень не мог продержаться и пару часов.

Отчаявшись справиться своими силами, родители повели сына к психотерапевтам...

Врачи, надо сказать, не удивились. Таких пациентов за последнее время медики видят все чаще.

Почти три месяца школьник ходил на занятия с психологами. Врачи использовали методику внушения, помогли мальчику восстановить нормальную систему ценностей. Медики говорят, что гипноз и сильнодействующие таблетки они не применяли - просто разговаривали с парнем, объясняли ему разницу между реальной и виртуальной жизнью. Да и не было в том же гипнозе необходимости: все-таки дети более внушаемые, а вот со взрослым пациентом пришлось бы куда тяжелее.

Компьютер дома родители Леши оставили, но включает он его теперь реже. Наученные горьким опытом, мама с папой уделяют сыну больше внимания: устраивают семейные вылазки, вместе занимаются спортом.

- Обычно виртуальные игры затягивают тех, кто испытывает трудности в общении, поиске собеседников, - объясняет врач-психотерапевт Республиканской психиатрической больницы Оксана БРЮХАНОВА. - При этом реальный мир начинает казаться чужим и полным опасности.

В группе риска компьютерной зависимости - не только мальчишки 10 - 18 лет, но и взрослые люди. Они обычно понимают, что попали в беду. И даже пытаются бороться с этой зависимостью самостоятельно, но без помощи врача сделать это очень трудно.

Сорваться можно от переутомления

- Как любая зависимость, компьютерная не лечится до конца, могут быть рецидивы, - говорит психотерапевт Оксана БРЮХАНОВА. - Поэтому мы продолжаем наблюдать за Лешей каждые два месяца. В остальное время он под неусыпным контролем родителей. Сейчас парень проводит за компьютером максимум 20 минут в день: он тратит их только на учебу, подготовку рефератов. Хотя мальчик прекрасно помнит о своей болезни и о том, что ему пришлось перенести, оставлять его один на один с компьютером все равно нельзя. Сорваться можно от переутомления, недосыпания, стрессов, например, проблем в школе. Но Леша все-таки еще ребенок. Когда он станет взрослым и психика сформируется окончательно, возможно, компьютерная зависимость полностью исчезнет и контроль врачей ему больше не понадобится.

КСТАТИ

Затягивают именно ролевые игры!

Как известно, компьютерные игры делятся на ролевые и неролевые. К неролевым играм относятся: головоломки, аркады, игры на быстроту реакции (но, как правило, без сюжета), азартные игры (компьютерные варианты карточных игр, рулетки и игровых автоматов). Они не опасны.

Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дети подсаживаются на ощущение счастья...

Игорь СПРЕЙС, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Иркутского института усовершенствования врачей:

- Причина компьютерной зависимости - в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компом на одном кофе.

Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

В Китае же придумали «автоматический» способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа «стрелялок» или «стратегий» сервер сам вырубает компьютер. Причем сразу его не включишь.

Женская половина населения имеет меньший риск подхватить компьютерную зависимость, ведь именно мужчины получают истинное удовольствие от азарта, победы и рекордов.

Эта зависимость опаснее казино!

Анатолий ГЕРМАН, семейный психолог, консультант центра «Здоровая семья»:

- Компьютерная зависимость является частью лудомании (научное название игровой зависимости). И, на мой взгляд, она в какой-то мере даже опаснее казино. Ведь сейчас игры на компе доступны практически всем.

Любая игромания с огромным трудом поддается лечению, потому что по сути является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость страшна еще и просто для физического здоровья. Например, совсем недавно в одном из российских городов от обширного кровоизлияния в мозг погиб 12-летний мальчик, который без отрыва играл дольше суток.

Я считаю, что специализированные клиники по лечению от компьютерной зависимости нужны. Ведь психотерапевт общего профиля вряд ли будет вживаться в этот мир, чтобы говорить с пациентом на одном языке.

ЛИКБЕЗ «КП»

Пора бить тревогу, если...

хорошее настроение у игрока только за компьютером. Если его отвлекают, он раздражается, становится агрессивным;

геймер становится замкнутым, начинает врать (популярное вранье - «готовлюсь к контрольной»);

сухость в глазах от постоянного нахождения перед монитором с мелькающим экраном и излучением, боли в спине;

игрок худеет, вовремя не ест, ему снятся кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния;

проводит за компьютером целые дни. Не может сказать себе: я через час отойду от компьютера и займусь чем-нибудь другим;

разговаривает компьютерными терминами.

ТЕСТ

Не грозит ли вам игровая зависимость?

На каждый вопрос отвечать нужно «да» или «нет»

1. Выходите ли вы из себя даже по незначительному поводу?

2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо сильнее вас физически?

3. Начинаете ли скандалить, чтобы на вас обратили внимание?

4. Любите ли ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?

5. Увлекаетесь ли лекарствами, когда заболеете?

6. Вы пойдете на все, дабы получить то, что очень хочется?

7. Любите ли вы больших собак?

8. Нравится ли вам сидеть на солнце часами?

9. Вы уверены, что когда-нибудь обязательно станете знаменитым?

10. Умеете ли вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?

11. Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется?

12. Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или же чем кончится непрочитанная книга?

Считаем баллы:

За положительные ответы на 2-й и 10-й вопросы - по 1 баллу.

На все остальные вопросы - по 1 баллу за каждый отрицательный ответ.

От 8 баллов и выше. Наверняка у вас полно недостатков, но нездоровый азарт - не из их числа. Вы - сама рассудительность. Вы вряд ли променяете реальные радости (да и проблемы) на виртуальные.

От 7 до 4 баллов. В увлечениях вам удается придерживаться золотой середины. Вы не азартны, а скорее любознательны. Можете сыграть в новую игру, но из чистого интереса - оценить графику, какие-то прибамбасы. Но вы здравомыслящий человек и вряд ли втянетесь.

Меньше 4 баллов. Вы азартны и безрассудны. Это врожденные качества, и лучше не испытывать судьбу. Лучше и не начинать играть, чтобы потом не было мучительно больно...

свернуть

О проведении итоговой аттестации учащихся

О проведении итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2024 году

 

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 (с изменениями от 30.12.2022 № 509, от 15.11.2023 № 348) (далее – Правила проведения аттестации).

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

Порядок освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Порядок освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 2, 12, 18, 24 пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2023 № 2, от 29.12.2023 № 416) (далее – Правила приема), без вступительных испытаний, за исключением лиц, поступающих в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, зачисляются (в порядке перечисления в соответствии с пунктом 23 Правил приема):

победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема (далее – учебный год), при поступлении на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение»;

победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания;

победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году по учебным предметам, перечень которых устанавливается Министерством образования, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности, а также при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания,

за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальностей, предметами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт»;

          победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение».

Обращаем внимание, что учащиеся, которые воспользовались правом освобождения от одного централизованного экзамена (далее – ЦЭ), могут быть зарегистрированы только для прохождения двух централизованных тестирований (далее – ЦТ), что позволит им участвовать в общем конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.

Обладатели дипломов третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады могут не воспользоваться правом освобождения от ЦЭ, сдать два ЦЭ, пройти одно ЦТ и участвовать в общем конкурсе для зачисления на выбранную специальность.

свернуть

Об использовании в 2024/2025 учебном году в учреждениях образования дневников учащихся

В 2024/2025 учебном году в учреждениях образования используются дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями в 2024 году в соответствии с Типовыми формами дневника учащегося, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 (в редакции постановления Минобразования от 29.09.2023 № 314).

Использование в 2024/2025 учебном году дневников учащихся образца 2022 и 2023 годов не предусмотрено!!!

свернуть

Электронные дневники и журналы

В государственном учреждении образования «Любанская средняя школа Вилейскаого района» в 2024/2025 учебном году планируется введение электронных дневников и журналов.

Система школьных электронных дневников и журналов (далее Система) – современный инновационный программный комплекс, который представляет собой специализированный Интернет-ресурс, является электронной версией бумажных дневников и журналов и обеспечивает удобный и быстрый доступ к достоверной информации о ходе образовательного процесса. Комплекс предназначен для учителей, родителей учеников, самих учеников, специалистов отделов и управлений образования.

Для учреждений образования, учащихся и их родителей

Каждый пользователь (педагог, ученик, родитель, специалисты отделов и управлений образования), зарегистрировавшись в Системе, получают собственную страницу – профиль, содержащий, по усмотрению, личные данные: фамилию, имя, отчество, аватар, интересы и предпочтения и т.д., что дает возможность:

1. общения учащимся, родителям и учителям, специалистам отделов и управлений образования между собой в режиме онлайн;
2. оперативной передачи информации от школы к родителям и ученикам, от специалистов отделов и управлений образования к школе;
3. обратной связи школа – родитель – школа;
4. обратной связи школа – отделы и управления образования – школа;
4. изучения ученика как личности педагогом и психологом школы;
5. помощи школе в работе с т.н. «трудными» подростками и подростками с девиантным поведением.
Важно:
  Для каждого пользователя-родителя выводится та информация образовательного процесса, которая относится только к его ребенку.
  Для каждого пользователя-ученика выводится та информация образовательного процесса, которая относится только к нему лично.
  Для каждого пользователя-преподавателя выводится та информация образовательного процесса, которая относится только к его предмету.
  Для каждого пользователя из состава руководства школы (таких пользователей определяет директор учреждения образования) выводится вся информация образовательного процесса по данной школе.
  Для определенного круга пользователей отделов и управлений образования выводится вся информация образовательного процесса по закрепленным за отделами или управлениями образования школам.
   Пользователи Системы могут делиться личной информацией друг с другом. Онлайн общение возможно между пользователями всех подключенных к Системе школ.
Расписание занятий, темы уроков, домашние задания, оценки успеваемости учеников вносится учителями. Каждый учитель отвечает за свои предметы. На основании этих данных в Системе автоматически формируются журналы и дневники.

свернуть

Половое воспитание подростков

Половое воспитание подростков — очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях.Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

 

Особенности полового воспитания в разных возрастах

В процессе полового воспитания можно условно выделить несколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13 лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость — выйдите на минуту из комнаты.

 

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности — научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

7-8 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую (в социальном отношении) роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период жизни ребёнка особую роль играют взаимоотношения родителей, которые воспринимаются им как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

Подростковый период, период полового созревания. К этому периоду подростки особенно девочки, должны приобрести все необходимые навыки ухода за собой. Мать должна подготовить девочку к появлению менструаций. Половое воспитание в этот период должно учитывать происходящие в организме подростка функциональные изменения. Этот возраст характеризуется усилением функции эндокринных желез, особенно половых, что, способствует постепенному пробуждению полового влечения.

Характер появления новых черт: стремление к самостоятельности, самоутверждению. У подростков особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому очень важно, чтобы представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей. Девочку в этот период следует подготовить к тому, что у неё появятся менструации, а мальчика – к появлению поллюций. Матери должны научить правилам туалета девочек при менструациях, ведение менструального дневника. Рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции – это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.

Очень важно в период полового созревания оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности; решающую роль при этом имеют условия жизни в семье. Такие явления, как пьянство, безнравственное поведение взрослых формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют эротические сцены в жизни, кино, литературе. Вредное влияние оказывает разрешение детям подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно не допустим алкоголь.

Основная цель полового воспитания подростков – воспитать в них моральную устойчивость к разным развращающим влияниям.

Старший подростковый возраст

Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим, стремление к любви, ласке. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи, с чем нередко перенимают привычки взрослых (в том числе вредные: курение, употребление алкоголя). Молодые люди иногда чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола и в этот период важно тактично помочь им. Если жизнь молодых людей наполнена увлекательными делами, то чрезмерного интереса к вопросам пола обычно не возникает. В связи с этим важное значение в этот период имеет воспитание творческих наклонностей, занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоничному развитию организма. В юношеском возрасте между юношей и девушкой могут установиться дружеские отношения, что нередко пугает родителей и педагогов, которые иногда прибегают к всевозможным запретам, приводящим чаще всего к конфликтам. Вместе с тем, проявляя деликатность взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства. При половом воспитании юношей важно сохранить у них чувство нежного отношения к матери, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев, сестёр…, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями.Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни.Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

свернуть

Дополнительные образовательные услуги на платной основе, предоставляемые школой

Для оказания дополнительных образовательных услуг на платной основе (по выбранному предмету) необходимо заключить договор с учреждением образования.
Цены на платные услуги населению согласно приказу управления по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома от 13 сентября 2023 года:

занятия в учреждениях образования (гимназиях, начальных, базовых и средних школах) за один час занятий с одного учащегося – 20 рублей 32 копейки;

подготовка к обучению в школе за один час занятий с одного ребенка – 20 рублей 32 копейки;

При наборе больше одного учащегося сумма делится пропорционально.

свернуть

Школьная форма

Уважаемые родители и учащиеся!

 В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению.

С 2023/2024 учебного года в учреждениях образования вводится единая школьная форма. В нашем учреждении образования это:
КОМПЛЕКТ ДЛЯ МАЛЬЧИКА - жилет и брюки тёмно-синего цвета, светлая рубашка (в холодное время года допустимо светлый гольф).
КОМПЛЕКТ ДЛЯ ДЕВОЧКИ - жилет, брюки, юбка тёмно-синего цвета, блузка светлая (в холодное время года допустимо светлый гольф).
Отличительным атрибутом остаётся значок с гербом школы.
ВАЖНО!
Брюки должны быть делового стиля! Жилет трикотажный, без рисунка и вставок! Рубашка и блузка, гольф должны быть без рисунка, однотонные! Одежда приобретается через торговую сеть (самостоятельно).

свернуть

Единый информационно-образовательный ресурс

В 2021 году начал работу Единый информационно-образовательный ресурс, который можно найти по ссылке https://eior.by/obrazovanie/obshchee-srednee/ .

Задача данного ресурса – оказать помощь в изучении учебного материала по учебным предметам учащимся учреждений среднего образования. Ресурсом можно воспользоваться также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам. Для работы с единым образовательным ресурсом нужен доступ к Интернету с любого устройства (ПК, телефон, планшет или ноутбук).

свернуть

Безопасный мир детей, через ответственность родителей

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.

Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.              Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

 

В статье 32 Конституции Республики Беларусь  указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

 

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

 

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в период времени с 23 до 6 часов вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде  штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

 

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

 

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение  предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

 

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

 

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

 

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

    предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,

в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

 

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

свернуть

Советы родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Рекомендации родителям будущих первоклассников

             Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

-         Как его зовут?

-         Сколько ему лет?

-         Когда день рождения?

-         Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте способен ли Ваш ребенок:

-         Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»

-         Строить рассказы по картинке (картинам).

-         Сочинять сказки.

-         Находить слова с определенным звуком.

-         Членить предложения.

-         Заучивать наизусть стихи(прозу).

Знает ли он:

-         Цифры (от 0 до 10).

-         Дни недели и месяцы ( последовательно)

Может ли он:

-         Назвать числа в прямом и обратном порядке.

-         Соотносить цифру и число предметов.

-         Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.

-         Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

-         Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.

-         Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.

-         Лепить одиночные фигурки и целые композиции.

-         Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

-         Под музыку;

-         В заданном темпе;

-         Ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

-         Классики;

-         Бадминтон;

-         Настольный теннис;

-         Игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

-         Петь, правильно передавая мелодию;

-         Инсценировать нехитрую «музыку»;

-         Ритмично двигаться под музыку.

 Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок.

 Необязательно все это у него должно получаться «на отлично».

В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.

При этом важно соблюдать некоторые правила:

-         Не торопить ребенка.

-         Учитывать его настроение, самочувствие, желание.

-         Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.

На чем основана готовность к школе 

ТЕСТ 1

«Что кому подходит»

(для оценки эмоционального отношения к школе)

    Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»

   Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.

   Пары слов с прилагательными-антонимами:

Большой          маленький                            Больной           здоровый

Взрослый         детский                              Тёплый             холодный

Весёлый          грустный                            Добрый            злой

Быстрый        медленный                          Смелый            трусливый

Чистый          грязный                                 Бодрый            усталый

Сладкий          горький                                 Сильный          слабый

Гладкий          колючий                                Светлый          тёмный

   Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

ТЕСТ 2

"Представь себе…"

(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)

   Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История 1.   Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2.   Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?

История 3.   Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисова ния, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4.   Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5.   Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6.   Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

    Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

1. Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.

2. Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.

3. Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.

4. Предпочтение школы с определёнными правилами.

5. Ориентация на обучение в группе, в классе.

6. Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

    Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.  

Игры на развитие памяти 

"Опиши по памяти"

На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д. 

"Найди картинку"

На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.

 Игры на развитие внимания 

"Что изменилось?" Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана. 

"Найди отличия". Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. "Найди одинаковые". На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета. 

"Ухо-нос".По команде "Ухо" дети должны схватиться за ухо, по команде "Нос" -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. "Карлики и великаны". Аналогичная игра: по команде "Карлики" дети приседают, по команде "Великаны" встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. 

"Замри". По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры. 

"Повторяй за мной". Под любую считалку (например: "Сантики-фан-тики-лимпопо") вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры. 

"Платочек". Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй. 

"Съедобное - несъедобное". Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. 

"Игра с флажками". Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Существует три компонента школьной готовности

Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.

Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.

Психологический – совокупность особенностей развития и формирования

 Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача. 

Общая школьная готовность 

Физиологическая

(врач)

Педагогическая

(педагог)

Психологическая

(психолог) 

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности? 

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику. 

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

1.       Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)

2.       Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).

3.       Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).

4.       Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

Итак, как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс…

 

  1. Буди его спокойно. Проснувшись, он должен видеть твою улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняй его с утра и не дергай по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки – сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
  2. Не торопи его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу – это твоя, а не его задача. И если он не успевает собраться – это твоя вина: завтра разбуди его пораньше на столько, на сколько он "закопался" сегодня.
  3. Не отправляй ребенка в школу голодным: даже если малыш кушает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.
  4. Не прощайся с ним, предупреждая: "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.
  5. При встрече ребенка из школы, забудь фразы типа: "Что ты сегодня получил?", "Как успехи в школе" или, еще хуже, ироничные высказывания вроде: "Ну как, сегодня без двоек?", "Ну, двоечник, как успехи?". Встречай малыша спокойно, не обрушивай на него тысячу вопросов, дай ему расслабиться (вспомни, как ты сама себя чувствуешь после тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, едва вернувшись со школы – не откладывай разговор на потом, выслушай его – это не займет много времени. Подумай о том, как иногда тебе самой важно, чтобы тебя кто-нибудь выслушал.
  6. Если ты видишь, что ребенок огорчен, но молчит – не допытывайся, пусть успокоится. Тогда и расскажет все сам. А нет – осторожно поинтересуйся потом сама. Но не пытайся удовлетворить свое любопытство сию минуту.
  7. Интересуйся успехами ребенка у учителей, но НЕ в присутствии малыша! А выслушав замечания учителя, не торопись устраивать ребенку взбучку. Для того, чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны – они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.
  8. Не требуй от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если твой первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Помни, что лучшее время, для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
  9. Не заставляй его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать 10-15-минутные "переменки", и лучше, если они будут подвижными.
  10. Не сиди над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дай ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна твоя помощь – наберись терпения. Спокойный тон, поддержка ("не волнуйся, все получится", "давай разберемся вместе", "я тебе помогу") и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьешь у ребенка охоту просить тебя о помощи в будущем.
  11. Не торгуйся: "Если ты сделаешь, то…". Это порочная практика – у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что, учась, делает тебе одолжение, за которое ты ему "платишь" игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое ты ставишь ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и ты окажешься в сложной ситуации – либо быть последовательной до конца, и тем самым несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое "родительское слово".
  12. Хотя бы полчаса в день посвяти только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для тебя нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач.
  13. Выработай единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что "педагогично", а что нет – решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой, или, что и сама до всего дойдешь. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов.
  14. Помни, что в течение учебного года есть "критические" периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель (и 3-4 недели для учеников 2-4-х классов), затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательной к состоянию ребенка.
  15. Учти, что даже "совсем большие" дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8-летним: "ты уже большой!") любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша. Помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайся не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и в твоих руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверь, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы.

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ  ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

 

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми

 

— Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;
— создать ситуацию успешности, компетентности;
— дать выход активности и агрессии ребенка;
— успокоить родителей;
— поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

 

Рекомендации для родителей

 

  1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
    Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  2. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
  3. Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
  4. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
  5. Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
  6. Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
  7. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
  8. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  9. Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.
свернуть

Права и обязанности родителей

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть

ШАГ В ПРОФЕССИЮ

подробнее...

Листовки